Может ли арабская страна развиваться и реализовывать хотя бы минимум демократических свобод, не опасаясь оказаться во власти фундаменталистов и террористов? Прекрасный вопрос, говорит высокопоставленный чиновник в министерстве иностранных дел Катара. Аналогичным образом реагирует на этот вопрос и посол одной из европейских стран, аккредитованный в Дохе. Попробуем разобраться в том, каким образом этому эмирату удается успешно продвигаться по пути развития. Необходимо отметить, что Катар сделал этот дальновидный выбор уже довольно давно. Несмотря на то, что жители этой страны - последователи ваххабитского течения в исламе, проповедующего строгое следование законам шариата, эмир Катара, шейх Хамад бен Халифа аль-Тани никогда не уступал инициативу священникам. Совершенно иная ситуация сложилась в Саудовской Аравии, где монархия закрывает глаза на мусульманских проповедников и их подозрительную деятельность в обмен на свободу действий принцев (коррупция, взятки, жизнь в роскоши, алкоголь и женщины).
Сегодня в Дохе проповедники читают исключительно религиозные проповеди и не призывают к джихаду, священной войне, как конечной цели ислама. Даже самый экстремистски настроенный мулла, египтянин, друг бен Ладена, вынужден знакомить власти с текстами своих пятничных проповедей. Более того, египетского проповедника не раз привлекали для передачи миротворческих посланий бен Ладену и его последователям.
Коренной поворот совершен в сфере образования и освобождения женщин. По этим двум направлениям эмир проделал прекрасную работу, придав светский характер изучению ислама на всех уровнях и наделив вторую жену правом решения вопросов, касающихся условий жизни женщин и, в более широком смысле, жизни семьи. Супруга шейха, которая, к слову, очень часто бывает в Италии, во многом преуспела. В частности, ей удалось открыть в Дохе филиал престижного медицинского университета Cornell. Она открыла фонд для женщин и призвала всех женщин Катара сесть за руль автомобиля (в Саудовской Аравии женщинам запрещено водить автомобили), идти в школу и добиваться всех гражданских прав.
Наконец, правящая семья предоставила широкую свободу печати и в течение шести лет финансирует спутниковый телеканал "Аль-Джаззира", ставший примером для всех СМИ арабского мира. Честно говоря, не только Катар следует по этому демократическому пути развития. В аналогичном направлении идет и соседний Бахрейн, где через несколько недель состоятся первые свободные выборы и где несколько дней назад были легализованы профсоюзы и право на забастовку.
Это долгий путь, говорят представители эмира Катара. Конечной целью является использование огромных запасов газа для превращения полуострова в привлекательное место для инвесторов и новых туристических инициатив.
Но есть две серьезных угрозы: религиозный фундаментализм и Саддам Хусейн. С первым эмир борется как при помощи спецслужб, так и репрессивных мер в отношении тех, кто проповедует ненависть. Со второй угрозой эмир надеется бороться как в рамках тесного сотрудничества с Соединенными Штатами, в распоряжение которых он предоставил военно-воздушную базу "Аль-Удейд", так и в рамках дипломатических инициатив. В настоящее время Катар председательствует в ОИК. Выступая в этой роли, Катару удается продвигать многочисленные дипломатические инициативы, направленные на снижение напряженности. Кроме того, министр иностранных дел Катара, как сообщает Panorama Online, на днях предпринял попытку убедить Саддама Хусейна решиться на политическую "золотую" ссылку и уехать в любую арабскую страну по своему выбору, чтобы спасти иракский народ от очередной войны. Диктатор отказался. Но предложение продолжает действовать. Задумайся над этим, Саддам.