Вчера Токийский окружной суд принял беспрецедентное решение. Он постановил, что Япония обязана выплатить компенсацию на общую сумму 190 млн иен (1,7 млн долларов) 13 гражданам Китая, которые получили тяжелое отравление, когда обнаружили химическое оружие, оставленное в Китае японской армией в конце Второй мировой войны.
Впервые японский суд признал, что правительство несет ответственность за то, что во время войны японские военные оставили в Китае многочисленные захоронения ядовитого газа.
Судебный процесс начался в 1996 году, когда в Токийский окружной суд подали иск 13 граждан Китая. Все истцы были пострадавшими во время трех инцидентов, произошедших в китайской провинции Хэйлунцзян: утечки ядовитого газа в 1974 и в 1982 годах, а также взрыва артиллерийского снаряда в 1995 году.
Сам факт того, что отравляющие и взрывчатые вещества были просто брошены военными, суд квалифицировал как "преднамеренное создание ситуаций, угрожающих здоровью и жизни человека".
Председатель суда Ёсихиро Kaтаяма заявил о том, что правительство Японии с самого начала должно было предвидеть все последствия, к которым может привести подобный шаг, тщательно изучить соответствующую военную документацию и опросить бывших солдат, воевавших в Китае.
Катаяма убежден, что правительство Японии вполне могло предотвратить эти несчастные случаи, своевременно предоставив Китаю необходимую информацию или предложив провести совместный поиск захоронений смертоносного оружия.
В мае Токийский окружной суд отклонил иск, поданный пятью гражданами Китая, получивших отравление при контакте с захоронением химического оружия, мотивировав свое решение тем, что Японии было крайне сложно произвести поиск и изъятие этого оружия, находящегося на территории другого суверенного государства.
Новое решение суда, принятое в понедельник, горячо приветствовалось всеми истцами и было расценено как "начало новой эпохи во взаимоотношении двух стран".
"Я восхищаюсь японским судом, который пересмотрел наш иск на основе принципов правосудия и справедливости, проявил сочувствие к нашим страданиям и признал законность наших требований", - сказал Ли Чен, один из истцов.
58-летний Ли приехал в Токио по приглашению японской группы поддержки пострадавших. Он получил тяжелое отравление ядовитым газом в 1974 году, когда работал на судне. Сразу после контакта с отравляющим веществом все его тело покрылось водянистыми пузырями.
"Решение суда по праву можно назвать историческим. Оно будет способствовать росту и укреплению авторитета системы японского законодательства в глазах всего общества, - заявил адвокат Нобуо Оикава. - На этом процессе был использован весь положительный опыт, который накопили японские адвокаты, разбирая дела, связанные с конфликтами военного времени".
Суд посчитал необоснованной позицию правительства, которое ссылалось на то, что Пекин дал обязательство не требовать от Японии выплаты компенсации за ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны, когда в 1972 году подписывал совместное японско-китайское коммюнике.
"Главный вопрос заключается в том, что после подписания совместного коммюнике правительство Японии выражало полное безразличие к этим трагическим случаям и продолжало бездействовать, - добавил Оикава. - А поскольку все инциденты произошли уже спустя много лет после окончания войны, они не относятся к категории "актов военного времени", и истцы имеют полное право требовать компенсации за полученный ущерб".
При рассмотрении инцидента 1974 года суд отказался учитывать 20-летний срок его давности и накладывать ограничения на размер компенсации и заявил о том, что "в данном случае наложение подобных ограничений противоречило бы принципу правосудия и справедливости".
Оставленное японскими военными оружие продолжает наносить ущерб.
В августе на одной из строительных площадок города Цицихар (провинция Хэйлунцзян) произошла утечка горчичного газа. В результате более 40 человек получили тяжелейшие отравления; один из них погиб.
По поводу этого инцидента широкая общественность Китая выразила свое возмущение и потребовала, чтобы акт захоронений брошенного химического оружия квалифицировался как одно из тяжких преступлений японской военщины.
В свою очередь, правительство Японии предложило выплатить китайской стороне сумму в размере 100 млн иен в качестве "символа сочувствия пострадавшим". Но широкая общественность Китая потребовала, чтобы Япония принесла официальное извинение и выплатила соответствующую компенсацию.
По оценкам японского правительства, в Китае было оставлено 700 тыс. снарядов, начиненных ядовитым газом, однако Пекин утверждает, что их количество доходит до 2 млн. Пекин также заявляет, что во время войны химическим оружием были убиты и ранены более 2 тыс. человек.
Брошенные во время войны баллоны с ядовитым газом стали предметом особого беспокойства и в самой Японии.
От жителей г. Камису (префектура Ибараки) стали поступать жалобы на ухудшение здоровья после потребления родниковой воды. Исследования показали, что родник был загрязнен мышьяком, который мог просочиться в почву в месте захоронения старого брошенного оружия.
Правительство сразу предложило пострадавшим жителям Камису оплатить все расходы на их лечение, хотя точно установить, что мышьяк проник в родник именно с места захоронения химического оружия, так и не удалось.