Вчера в иракской столице должны были начаться дискуссии по тексту новой конституции страны.
Подчас конституционное право становится дисциплиной, опасной для жизни. Вчера один из членов комитета по подготовке текста будущей иракской конституции чуть не стал жертвой покушения. Шиитский религиозный деятель Джалал ад-Дин ас-Сагер лишь чудом избежал пули убийц, поджидавших его на пути к дому в одном из багдадских кварталов. Как и убийство г-жи аль-Хашеми (которая должна была занять кресло Ирака на Генеральной Ассамблее ООН) и теракты, обезглавившие миссию ООН в Ираке, это последнее покушение направлено на то, чтобы помешать идущему в стране процессу нормализации.
Во вторник Конституционный комитет, в который входит Джалал ад-Дин ас-Сагер, должен представить свой доклад Правящему совету Ирака. Представление текста является четвертым из семи этапов по возвращению Ираку всей полноты его суверенитета, намеченных главой американской администрации Полом Бремером.
Первый этап был пройден с созданием Правящего совета, который приступил к своим обязанностям в августе. Его 25 членов были избраны с учетом непростого этнического и религиозного состава страны. Вторым этапом стало формирование конституционного комитета, а третьим - назначение кабинета из 25 министров, состоявшееся в начале сентября.
Все дальнейшие мероприятия будут иметь отношение к формированию будущих институтов государственной власти в Ираке. Через шесть месяцев после передачи доклада начнется редакционная работа над текстом конституции: именно такой срок был установлен госсекретарем США Колином Пауэллом.
Завершающими этапами процесса станут ратификация конституции общенациональным референдумом (первым в истории Ирака) и начало работы суверенного иракского правительства. "Моя работа заключается в том, чтобы больше ее не иметь, - пояснил Пол Бремер. - Сегодня я осуществляю власть в Ираке, но я хотел бы уступить эту роль суверенному правительству, как только оно действительно сможет ее осуществлять".
Пол Бремер заверил, что США не против того, чтобы, согласно новой конституции, Ирак стал бы исламским государством при условии, что в стране будут гарантированы свобода религии и права личности, в том числе права женщин и детей.
Однако будущая конституция должна будет не только сделать Ирак единственной в регионе демократической страной. Редакторам текста предстоит пересмотреть от начала до конца суть иракской государственности.
Ибо с падением режима Саддама Хусейна рухнул и сам Ирак в том виде, в каком он был создан англичанами после Второй мировой войны. С трудом подавив восстание 1920 года с помощью авиации, колониальные власти создали в Ираке централизованное государство, опирающееся на армию и преимущественно суннитскую администрацию. Преемники хашимитских королей - от революционеров 1958 года до Саддама Хусейна никогда не ставили под вопрос эту модель.
Но ни шиитское большинство, традиционно остававшееся на вторых ролях в этом суннитском государстве, ни влиятельное курдское меньшинство, так и не получившее своей государственности (которую англичане обещали им дать), не хотят возвращения к прежнему положению. Шииты уже сейчас претендуют на политическую роль, пропорциональную их демографическому весу. Курды же выступают за федеративное государство, которое предоставило бы им свободу рук в горных провинциях на севере Ирака.
Однако сунниты, давшие Ираку многочисленных представителей элиты (это прежде всего чиновники, инженеры и военные, без которых не удастся поднять страну на ноги), не хотят отказываться от своих традиционных привилегий.
Поэтому редакторам текста конституции придется найти тонкую институциональную "дозировку", чтобы гарантировать жизнеспособность будущему иракскому правительству.
Важность этой задачи огромна. Создание в Ираке демократического и либерального государства рассматривается как перспектива, тревожная для других арабских правительств, для большинства более или менее жестких сатрапий или диктаторских республик.
Подвергшийся в начале этого месяца критике со стороны ряда членов Лиги арабских государств за недостаточную легитимность, Правящий совет Ирака ясно дал понять своим критикам, что у них самих этой легитимности не намного больше.