Российский премьер меняет повестку дня. Пресса пишет, что кремлевские круги не хотят прозрачности
По реформе российской газовой промышленности был нанесен серьезный удар. Попытка поднять в правительстве вопрос об давно назревшей реструктуризации газового монополиста "Газпрома" снова потерпела неудачу. Премьер Михаил Касьянов снял эту тему с повестки дня, и, по мнению осведомленных сотрудников правительства, она снова попадет в нее лишь после президентских выборов, которые состоятся в марте 2004 года.
Таким образом, в требующем реформ российском газовом гиганте, который ведет свои дела подобно государству в государстве, пока все остается по-прежнему. Касьянов обосновал свое решение тем, что как министр экономического развития Герман Греф, так и глава "Газпрома" Алексей Миллер не выполнили "домашнего задания" и не согласовали друг с другом свои позиции.
Однако в российской прессе появились сообщения, что истинный повод перенесения дебатов по "Газпрому" надо искать в Кремле. Именно оттуда якобы Касьянову пришло указание изменить повестку дня. Кураторы монополиста снова сделали все, чтобы сохранить статус-кво. "Очевидно, накануне выборов Владимиру Путину нужен единый "Газпром", - прокомментировала газета "Коммерсант".
Еще в сентябре прошлого года президент Путин распорядился перенести рассмотрение реформы "Газпрома". Тогда глава концерна Миллер, друг Путина по Петербургу, смог убедить главу Кремля в том, что отделять систему трубопроводов длиной около 140 тысяч километров от добывающего предприятия, как это предложили в правительстве, было бы неразумно.
Мощная группировка в Кремле считает так до сих пор. Одновременно эта группировка мало заинтересована в прозрачности, которую требуют эксперты. "Для влиятельной группы политического истеблишмента "Газпром" - это священная и одновременно дойная корова", - пишет по этому поводу "Время Новостей". Уже во время предыдущих выборов средства концерна использовались в борьбе за власть в Кремле.
Одновременно с этим на ожесточенное сопротивление консерваторов наталкиваются и требования о постепенном переходе к мировым ценам на газ внутри страны и к устранению двойного рынка акций: сейчас внутренние акции дешевле, однако недоступны для иностранцев.
Ориентированные на реформы экономические эксперты, в свою очередь, указывают на то, что неповоротливый колосс все меньше и меньше соответствует требованиям международного рынка. В то время как приватизированная российская нефтяная промышленность устанавливает новые рекорды добычи и получает высокие прибыли, "Газпром" сдает позиции. В этом году добыча газа на 10-12% меньше, чем в 2000-м.
Одновременно Миллер объявил, что экспорт газа, который сейчас составляет 180 млрд кубометров, в ближайшие годы будет составлять от 137 до 200 млрд кубометров. Однако по долгосрочным договорам с европейскими странами (в 2002 году Германия, закупившая 31,5 млрд, была самым крупным потребителем) "Газпром" обязался поставить 212 млрд кубометров. А на фоне роста внутреннего потребления в процветающей российской экономике появляется угроза дефицита.
Ее можно избежать, только если "Газпром" предоставит независимым производителям газа внутри страны доступ к системе газопроводов, причем без всякой дискриминации. И если будут большие инвестиции. По оценкам, в ближайшие 20-30 лет понадобится от 35 до 40 млрд долларов. Однако убедить иностранных инвесторов вкладывать деньги удастся только тогда, когда будут гарантированы безопасность и перечисление прибыли и когда деятельность концерна наконец станет настолько прозрачной, насколько это соответствует международной практике.