Образование больше не готовит людей жить в том мире, где мы живем. Древних греков и римлян объявили умершими и похоронили.
Действительно, надо ли нам изучать, например, философию и биологию? И кстати, зачем учить иностранные языки, если все говорят по-английски? Нет, сегодня полезнее всего изучать знаменитостей.
Казалось бы, как не изучать космос, если мы верим, что на других планетах есть жизнь? Но в современном обществе многие верят в существование другого феномена, и этот феномен называется жизнь знаменитостей. Новые доказательства его существования появляются ежедневно. Есть основания полагать, что он постепенно поглощает более ранние формы жизни - культуру и политику.
Вопрос, как лучше всего к этому подготовиться? Как осознать значение того, что уволили с ее поста Кейт Мосс - "лицо" трех домов моды, или того, что Мадонну и ее мужа Гая Риччи освистали на премьере его последнего фильма? Это было на прошлой неделе. А как оценить новость двухнедельной давности: Рене Зельвегер требует признать недействительным брак, в котором она состоит четыре месяца!
Ладно, кинозвезды и поп-исполнители всегда были знаменитыми, но сначала они получали признание в мире кино и музыки. Сегодня публике достаточно заметить, что кто-то ведет себя определенным образом, чтобы он (она) приобрел статус знаменитости и считалось, что их жизнь всем интересна. Они известны тем, что известны.
Как за этим угнаться? Смотреть по телевизору мыльные оперы, реалити-шоу и документальные драмы очень важно. Походы в кино следует подкреплять поиском в интернете и чтением журналов сплетен и таблоидов. И конечно, когда сообщение о знаменитости попадает в уважаемое издание, нельзя пролистывать страницу, иначе вы останетесь в стороне от современной жизни.
Но, судя по всему, культура знаменитостей - это не только свежие сплетни. Меняется способ, каким представляют искусство: кинофестивали и приемы вместо экрана, папарацци вместо кинокритиков. Британский театральный режиссер Питер Холл недавно пожаловался, что продюсеры предпочитают голливудских звезд местным талантам. Но знаменитости также меняют спорт, кухню, моду, политику и даже бизнес.
На первый взгляд, "рынок людей" наиболее развит в США и Великобритании - из-за нарастающей зависимости их СМИ от агентов, имиджмейкеров и советников. Но на практике культ приобрел универсальный характер: даже во Франции, где закон об охране личной тайны препятствует раздуванию скандалов, тираж Paris-Match вдвое выше, чем у любой другой газеты.
Пожалуй, все это заслуживает изучения.
В сентябре Университет Пейсли в Шотландии устроил трехдневную конференцию о знаменитости в современной культуре. "С появлением телепрограмм и журналов, пропагандирующих знаменитость, звездность и ее влияние на общество и культуру становится важной проблемой".
(Кстати, журнал Heat так говорит о себе на своем сайте: "Еженедельник Heat любит знаменитостей, но не возводит их на пьедестал. Конечно, мы любим их фильмы, шоу и диски, но мы любим их еще больше, когда они приходят на церемонию "Оскара" в чудовищных платьях или в стельку напиваются в баре".)
Если у кого-то были подозрения, что участники, съехавшиеся в Пейсли из Европы и США, сами ищут популярности, они развеялись благодаря серьезности дебатов. Как заметил один из организаторов конференции Энди Миа: "Ученым важно рассматривать такие проблемы с культурной точки зрения". Именно этим они и занимались.
Темы дискуссий характеризуют спектр того, что один из участников назвал "знаменитологией". Темы охватывали политику, поп-исполнительниц, монархию (как можно было не заметить леди Диану), кино, музыку, телевидение и журналистику, героев спорта, юриспруденцию и Дэвида Бэкхема.
Действительно, названия некоторых докладов звучали невразумительно: "Возраст и сексуальность в культуре знаменитостей. Хелен Миррен"; "Отцовство в эпоху постфеминизма и патернализация имиджа Эдди Мерфи"; "Эмоциональные аудитории. Письма фанатов и внимание СМИ на примере финского телеведущего" и "Бэкхем. Диалектика знаменитости".
По крайней мере на один из поставленных вопросов - "Кейт Мосс - супермодель или супербрэнд?" - мы получили ответ на прошлой неделе.
Конечно, осечки знаменитостей тоже знамениты. Трейси Эмин, современная британская художница, которая прославилась, придя пьяной на телешоу, опубликовала в The Guardian колонку "За что я не люблю кокаин". Другой обозреватель задался вопросом: "Может, хватит нам Мадонны и Гая Ритчи?" Похоже, нет.
Однако Мосс, Эмин и Мадонна - легкая добыча. Больше удивляет страсть, которую пробуждают у публики люди, участвующие в реалити-шоу типа "Большого брата".
Власть телевидения такова, что таблоиды следят за этими шоу, изображая их участников ангелами или монстрами и тем самым обеспечивая им славу.
"Мы имеем дело с эскалацией знаменитости, - сказал другой организатор конференции Филип Дрейк лондонской газете Independent. - Выпуски новостей, выходящие круглосуточно, и интернет означают, что у знаменитостей стало больше мест, где их может увидеть публика. Процесс превращения в знаменитость ускорился. И больше всего тревожат реалити-шоу и идея превращения в знаменитостей обычных людей".
Да, видно, изучение "знаменитологии" в университетах не за горами. А пока краткий курс того, что важно в наши дни, был бы полезен. На днях я брал интервью и Йона Войта. Меня попросили задать ему вопрос о его дочери.
"А кто его дочь?" - спросил я простодушно. - "Анджелина Джоли, разумеется", - ответили мне. Ну, дела...