После дела ЮКОСа Москва сделала еще один шаг, свидетельствующий о ее намерении вернуть под свой контроль энергетический сектор. Объявив в среду о покупке 72,66% акций нефтяной компании "Сибнефть", газовый гигант "Газпром", 51% акций которого принадлежит государству, производит на свет крупнейшую национальную компанию по добыче углеводородного сырья. На эту операцию "Газпром" потратит 13 млрд долларов - сумму, половину которой покроют западные банки. Речь идет о самом крупном приобретении, которое делалось когда-либо на российском рынке. С учетом ранее приобретенных 3%, газовая компания будет контролировать более 75% акций "Сибнефти".
Таким образом, миссия Владимира Путина завершена: под его бдительным оком прошло расчленение ЮКОСа (последовавшее за арестом его руководителя Михаила Ходорковского), и теперь он возвращает под контроль власти целый сектор экономики страны. До сих пор "Сибнефть" контролировалась другим российским миллиардером, Романом Абрамовичем, известным в качестве владельца футбольного клуба "Челси". Ему повезло больше, чем бывшему хозяину ЮКОСа: свое имущество он продает по рыночной цене.
Сделке предшествовали неоднократные неудачные попытки сближения. В начале года "Газпром" должен был слиться с государственной компанией "Роснефть". Но приобретение самой "Роснефтью" "Юганскнефтегаза" - главного филиала ЮКОСа - вызвало слишком много проблем со стоимостью новых активов, чтобы это операцию можно было довести до конца.
Как бы то ни было, сегодня Москва непосредственно контролирует 30% национальной нефтедобычи. Две части нового комплекса удачно дополняют друг друга. С одной стороны, "Газпром", крупнейший производитель газа в мире (оборот компании в 2004 году составил 34 млрд долларов), контролирует 16% мировых запасов газа. Еще до этой сделки компания со штатом в 300 тыс. сотрудников обеспечивала 7% российского ВВП и 8% поступлений в госбюджет. С другой стороны, "Сибнефть", пятая по мощности российская нефтяная компания, добывает 630 тыс. баррелей нефти в день; в 2004 году ее оборот составил 8,8 млрд долларов.
Объединение позволит "Газпрому" производить 1,17 млн баррелей в день и существенно приблизиться к "Роснефти" с ее 1,5 млн баррелей. Для сравнения: Total производит 2,6 млн баррелей в день. А учитывая, что "Сибнефть" действует в наиболее перспективных нефтеносных регионах (в частности, в Центральной Азии), возможности роста у нового комплекса выглядят весьма значительными.
Теперь дело только за осуществлением слияния двух компаний. "До сих пор "Газпром" занимался исключительно газом. Учитывая, что нефть более рентабельна, в какой мере компания будет диверсифицировать свои инвестиции? Это один их ключевых вопросов", - говорит Катрин Локателли, сотрудница CNRS (Национальный центр научных исследований, Франция. - Прим. ред.), эксперт по нефтяным проблемам стран Восточной Европы.
На поставках газа в Западную Европу сделка особо не отразится. "Газпром", на долю которого приходится около 90% добываемого российского газа (и 20% газа, добываемого в мире), неуклонно укрепляет свои позиции в отношениях с западными партнерами. "Газпром" является крупнейшим поставщиком для Gaz de France, обеспечивая 25% газа, закупаемого этой компанией.
В геополитическом плане создание крупнейшей российской энергетической компании придаст Москве больше веса. "Россия не подменяет собой ОПЕК, но она сможет использовать энергетическое оружие гораздо более успешно", - добавляет Катрин Локателли. Иначе говоря, обзаводясь новым нефтегазовым гигантом, Владимир Путин укрепляет один из рычагов российской внешней политики, поврежденный в ходе приватизационных сделок эпохи Ельцина.
Эта приватизация привела к тому, что огромное количество энергетических предприятий оказалось под контролем групп, имевших исключительно финансовые цели. Темпы разведки новых месторождений заметно снизились. Сегодня работу в этом направлении предполагается активизировать, тем более что Россия нуждается в оптимизации своих запасов.
Что касается вопроса о том, поставит ли покупка "Сибнефти" "Газпромом" окончательную точку в российских энергетических маневрах, то ответ на него не так однозначен: "Несомненно, Россия сохранит в энергетике частный сектор, но он будет плотно контролироваться. Сегодня как никогда Путин хочет использовать нефть и газ для экономического роста страны. С учетом этой перспективы логика восстановления контроля долго будет оставаться актуальной".