Западные наблюдатели заявили, что парламентские выборы в Белоруссии, на которых кандидаты от оппозиции не смогли получить ни одного места, не соответствуют международным стандартам, несмотря на "незначительные улучшения".
Президент Александр Лукашенко надеялся получить одобрение выборов и тем самым улучшить связи с Западом - он обещал, что выборы пройдут в соответствии с общепринятыми международными требованиями.
Наблюдатели заявили, что на них произвела впечатление подготовка к выборам. Но в докладе наблюдателей говорится, что при подсчете голосов были выявлены различные проблемы и случаи подтасовки, доступ был затруднен в 35% случаев.
"Выборы в целом проводились правильно, но процесс был в значительной степени нарушен во время подсчета голосов. Обещания обеспечить прозрачность выборов не были выполнены", - говорится в докладе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. "Подсчет был оценен как плохой или очень плохой на 48% проверенных участках. Там, где доступ был возможен, выявлено несколько случаев намеренной фальсификации".
В докладе говорится, что обещание усовершенствовать избирательную систему "не было выполнено, и требуются существенные улучшения, если Белоруссия хочет провести истинно демократические выборы".
Ранее секретарь Центризбиркома Николай Лазовик заявил, что либеральная и националистическая оппозиция не смогла получить ни одного кресла в парламенте, состоящего из 110 мест. Лукашенко ищет более тесных связей с Западом после серии скандалов со своим основным союзником, Россией, из-за цен на газ. Он освободил политзаключенных и позволил 78 кандидатам от оппозиции участвовать в выборах. Но отсутствие представительства в парламенте может затруднить его усилия по получению одобрения на Западе.
"Это плевок в лицо европейского сообщества", - заявил освобожденный лидер оппозиции Александр Козулин.
Глава ЦИК Лидия Ермошина, со своей стороны, заявила, что число мест, полученных оппозицией, не должно приниматься во внимание при вынесении оценки ОБСЕ. "Думаю, что для ОБСЕ важен процесс, а не результат, - заявила она. - Если это не так, значит, миссия выполняет политические, а не наблюдательные задачи".