По словам пресс-секретаря, ВМС США в понедельник усилили отряд военных кораблей, осуществляющий надзор за украинским судном, захваченным пиратами у берегов Сомали. Поставлена задача не допустить, чтобы пираты выгрузили находящиеся на судне 33 танка "Т-72", сконструированные в СССР, и другое оружие.
Лейтенант Натан Кристенсен, пресс-секретарь 5-го флота ВМС США, сообщил по телефону из Бахрейна, что США направили к берегам Сомали "несколько" военных кораблей. Когда в четверг сомалийские пираты захватили судно "Фаина", американские ВМС первоначально поручили следовать за ним только эсминцу "Ховард".
Кристенсен сообщил, что захваченный корабль находился в нескольких милях от сомалийского порта Хобио и в поле зрения американских моряков. Команды американских кораблей будут "бдительно вести наружную слежку", сказал он. "Нас глубоко тревожит этот груз, и мы не хотим, чтобы он попал не в те руки".
Правительство Кении заявило, что танки и оружие предназначались для кенийских вооруженных сил.
Как пираты, так и международные эксперты по Восточной Африке уверяют, что оружие везли в южную часть Судана, которая в основном автономна от суданского правительства, базирующегося в Хартуме. США и ООН наложили эмбарго на продажу оружия Судану, но неясно, распространяется ли этот запрет и на юг Судана.
Эндрю Мвангура, директор кенийской организации помощи мореплавателям Seafarers Assistance Program, сообщил: судя по документам на грузы и другим источникам, за последние два года торговцы оружием с Украины доставили на юг Судана через Кению четыре партии танков и тяжелого вооружения. У организации, которую возглавляет Мвагнура, есть связи среди грузоперевозчиков и в сомалийских кланах; за время, прошедшее с захвата судна, она предоставляет точную информацию.
Радиостанция Radio France Internationale сообщила, что в понедельник связалась с сомалийскими пиратами на борту "Фаины" по спутниковому телефону и поставила в эфир запись голоса некого мужчины, который клялся оказать сопротивление, если на судно нападут американцы или кто-то еще.
"Мы окружены кораблями и солдатами", - сообщил мужчина, которого RFI назвала "пиратом Сугуле Али". Он говорил на сомалийском языке.
"Вокруг нас много необычных передвижений, над нами пролетают самолеты, - сказал он. - Я предупреждаю всех, кто может соблазниться перспективой провести военную операцию или применить силу: если на нас нападут, мы будем защищаться, пока последний из нас не погибнет".
Говоривший повторил требование о выкупе - 20 млн долларов - за освобождение судна и команды. Он не уточнил, собираются ли пираты оставить оружие себе; по-видимому, захватчики обнаружили оружие только после того, как взяли судно под контроль.
В команде 17 украинцев, трое россиян и один человек, которого называют латышом или литовцем.
Как сообщил независимый российский новостной сайт Gazeta.ru, один из моряков с "Фаины", Виктор Никольский, в выходные общался с кенийскими чиновниками и известил их, что капитан "Фаины" скончался от гипертонии.
Украинские власти заявили, что не располагают фактами, которые подтверждали бы его смерть.
Россия, которая ранее уже обещала использовать свои военные корабли для борьбы с сомалийскими пиратами, которые в последнее время все чаще завладевают судами, в пятницу заявила, что направит российский военный корабль для улаживания проблемы с захваченным украинским сухогрузом.
"В ситуации, когда, возможно, существует угроза для жизни российских граждан, флот оставляет за собой право действовать самостоятельно", - заявил на прошлой неделе пресс-секретарь российского ВМФ Игорь Дыгало.
По словам российских военных, корабль, командируемый к берегам Сомали, на момент приказа находился в Балтийском море; следовательно, до места событий ему придется идти несколько дней. По словам Кристенсена, эта задержка способствовала решению ВМС США направить к "Фаине" собственные корабли.
По оценкам Международного морского бюро, активность сомалийских пиратов - рекордная для современной эпохи. В нынешнем году пираты напали более чем на 60 судов у берегов Сомали и в Аденском заливе. Аденский залив ведет к Суэцкому каналу и является главным коридором судоходства, который соединяет Азию и Ближний Восток с Европой.
Обычно сомалийские пираты требуют за одно судно в качестве выкупа 1 млн долларов с лишним. В некоторых случаях переговоры между пиратами и судовладельцами затягиваются на несколько месяцев, причем моряков с захваченных судов держат в плену в Сомали, пока не удается договориться.
Использованы материалы московского корреспондента Филипа Пэна и вашингтонского корреспондента Стефани Маккраммен