Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 сентября 2013 г.

Обзор прессы | Inopressa

"Гомофобский" закон, идеи для "самой гейской" Олимпиады и повседневная жизнь сочинских гомосексуалистов

Западная пресса продолжает рассматривать тему российского закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Колумнистка The Times предлагает весьма оригинальные формы протеста, президент Грузии видит в "антигейском" законе инструмент влияния Путина на бывшие советские республики, The New Republic сообщает о смерти ЛГБТ-активиста, а The Washington Post и The Huffington Post ознакомились с жизнью гомосексуалистов в Сочи.

"Сделаем Сочи-2014 самой "гейской" Олимпиадой в истории" - призывает в заголовке колумнистка The Times Кэтлин Моран.

Автор задумалась, как лучше проявить солидарность с российским ЛГБТ-сообществом. "Как оптимизировать нашу поддержку прав человека в стране, где видеозаписи пыток и убийств подростков-геев появляются в интернете, но никого не привлекают к суду, а за "пропаганду" однополых отношений увольняют учителей и депортируют иностранцев?" - вопрошает автор и дает практические советы.

1) Всем спортсменам и спортсменкам в Сочи-2014 публично целоваться, будь они геи или гетеросексуалы, мужчины или женщины. Это идеальный способ показать, что все виды любви, по сути, одно и то же.

2) Использовать радужную символику - на белье, на леггинсах, в волосах. "Может быть, Pepsi-Cola изобретет изотонический напиток, от которого потеют радужным потом или плачут радужными слезами?"

3) "Принять логику российских властей и довести ее до абсурда", - продолжает автор. Пусть все спортсмены откажутся от всего нетрадиционного: лыж (кроме деревянных), электрических подъемников, допуска женщин к соревнованиям, исполнения гимнов Канады и Словении. Получится самая скучная, опасная и неудобная Олимпиада в мире, и люди оценят прогресс по достоинству.

Но главное, полагает Моран, в другом: каждый спортсмен-гей, завоевавший медаль, будет наглядным примером победы человеческого достоинства и любви над фашизмом.

Тем временем журналисты некоторых изданий выяснили, как живется российским геям в Сочи сейчас. Впечатления несколько различаются.

"Российский антигейский закон омрачает Олимпиаду-2014 в Сочи" - таков заголовок в The Washington Post. Если мэры других городов переживают из-за ухабов, налогов и канализации, то жизнь мэра Сочи Анатолия Пахомова - это нечто в эпических масштабах, замечает журналистка Кэти Лалли. Сначала из-за Олимпиады был "строительный марафон", в сентябре этого года разразился "гнев богов" в форме рекордных дождей, "а теперь - столкновение цивилизаций", пишет автор, подразумевая запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.

"Этот закон вселяет в спортсменов и зрителей гомосексуальной ориентации страх перед дискриминацией и даже арестом на Олимпиаде", - поясняет автор. Правда, МОК заявил, что Россия не нарушает олимпийские принципы.

Мэр Сочи в интервью уверял, что тревожиться нечего: "Наш город - многонациональный и толерантный". О геях он сказал: "Быть такими, какие они есть, - их право". И добавил: "Мы просто не хотим, чтобы они навязывали свои идеи другим". Пахомов заметил: "В Сочи люди не волнуются из-за этого [закона]. Я никогда не слышал, чтобы у кого-то были проблемы".

Между тем журналисты пересказывают рассказ неназванного 17-летнего юноши-гея, жителя Сочи. "В начале года он был вынужден бросить школу, так как кто-то взломал его аккаунт в соцсетях и показал его одноклассникам упоминания о его сексуальной ориентации. Его постоянно дразнили", - говорится в статье.

Юноша сказал, что новый закон ухудшил жизнь геев: "Теперь российские лидеры выражают гомофобскую позицию по телевизору. Это дает гомофобам "добро" на избиения геев".

Юноша не поддерживает бойкот Олимпиады, но хотел бы увидеть демонстрации в поддержку сексменьшинств: "Мне бы хотелось, чтобы весь мир знал, что здесь происходит". Газета комментирует: "Путин запретил демонстрации и собрания в публичных местах в Сочи с 7 января до 21 марта".

По поводу слов градоначальника юноша сказал: "Наверно, мэр живет в каком-то другом Сочи".

"На фоне путинских гонений гей-тусовка в Сочи процветает" - такой оптимистичный заголовок находим в The Huffington Post. "Равиль словно бы катапультируется на танцпол и начинает отплясывать лезгинку", - повествует журналистка Лора Миллс. Необычность в том, что место действия - один из двух гей-клубов Сочи.

"Как ни парадоксально, Сочи очень не похож на консервативный стиль жизни, который пытается пропагандировать президент Путин", - удивляется автор. Так, в клубе "Маяк" среди танцоров она увидела "мусульманина, бывшего мясника с рынка", "армянина, который держит стрип-клуб в соседнем городке" и "украинца, который любит петь в стиле Уитни Хьюстон и одеваться в стиле Адель".

Хозяева "Маяка" надеются, что Сочи останется исключением из правил. "Это курортный город, - говорит владелец, Андрей Теничев. - У нас есть пословица: "Деньги не пахнут". Теничев приехал из Москвы, сообразив, что Сочи остро нуждается в еще одном гей-клубе. Он говорит, что атмосфера тут даже благоприятнее, чем в Москве. В Москве некоторые алкогольные бренды отказывались поставлять продукцию в гей-бар, где он работал.

"Теничев ожидает, что негласное сотрудничество с местными властями продолжится как минимум до завершения Олимпиады", - пишет автор. Он также надеется, что в Сочи у гей-культуры больше шансов на выживание.

"В советские времена этот город был центром притяжения геев", - утверждает автор. 56-летний Валерий Козаченко с ностальгией вспоминает, что геи собирались у памятника Ленину, который прозвали "бабушка Лена". "По словам Козаченко, в те времена было проще, чем сейчас, публично проявлять симпатию к другим мужчинам", - пишет автор. Одна из причин - "раньше люди ничего об этом [о гомосексуализме] не знали".

Теничев говорит, что более 30% клиентов "Маяка" - выходцы с Кавказа, а самые крупные вечеринки, если не считать "Хэллоуина", - "Кавказские ночи" ("танцоры наряжаются большеглазыми армянскими девушками или чеченскими воинами", пишет автор).

Впрочем, не все так безоблачно: многие геи, выросшие в Сочи, подвергаются давлению семьи и общества, как и в других провинциальных городах России. 17-летний Влад Ставский говорит, что одноклассники его постоянно дразнят, на него более 10 раз нападали около его дома. "В школе тюремная ментальность, живут по тюремным законам", - поясняет он.

Завсегдатаи "Маяка", напротив, сумели адаптироваться. "Но их вряд ли можно назвать активистами", - замечает автор.

Еще один нюанс: поскольку консерватизм нарастает, многие российские геи предпочитают отдых за границей. "Теперь "Маяк" трудно назвать гей-клубом", - сказал Теничев, поясняя, что все больше привечает другие категории посетителей, особенно гетеросексуальных женщин.

The New Republic публикует статью "Смерть первой жертвы российского антигейского закона". Юлия Иоффе сообщает, что на днях скончался активист ЛГБТ-движения, 36-летний Алексей Давыдов.

Раньше Давыдов был продемократическим активистом движения "Солидарность", пишет автор. В 2011 году он был арестован на акции за свободу собраний и при этом "получил такой тяжелый перелом руки, что провел месяц в больнице". Как говорят его друзья, Давыдов - диабетик, проходивший процедуры диализа, - заразился инфекцией, которая повлекла за собой отказ почек, сообщается в статье.

Давыдов был первым россиянином, которому предъявили обвинения по закону о "пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений". В интервью Иоффе Давыдов делился планами дойти до Конституционного суда. Теперь неясно, кто возьмет на себя эту задачу.

Иоффе сетует, что ЛГБТ-активистов меньше, чем продемократических, и далеко не все продемократические готовы защищать ЛГБТ-активистов.

"Грузинский президент предостерегает: Путин использует антигейскую кампанию, чтобы укрепить свое влияние в бывших республиках СССР" - извещает в заголовке Buzzfeed. Собственно, в ООН на минувшей неделе Михаил Саакашвили был "одиноким голосом, предостерегающим, что Запад заключил сделку с дьяволом", замечает корреспондент Макс Седдон, подразумевая речь грузинского президента на Генассамблее.

"Грузинский президент никогда не чурался битв с прежним повелителем своей страны. Он давно предостерегает об опасностях российского влияния", - комментирует журналист.

В интервью Buzzfeed Саакашвили говорил о том, как Кремль продвигает традиции и православие. "По сути, кажется, что некий композитор сел, подумал и придумал эту простую мелодию, чтобы отвлечь людей от другой хорошей европейской музыки", - образно выразился президент.

Саакашвили опасается, что волна давления на геев перекинется на Грузию. Молдавия уже приняла закон, похожий на российский, Армения в августе была близка к этому. В Тбилиси в мае 50 ЛГБТ-активистов попытались провести гей-парад, но были вынуждены спасаться от "тысяч грузин, которых вели православные священники" (формулировка издания).

Саакашвили заявляет: антигейская политика Кремля - это отчаянная попытка Путина приструнить "свою бывшую империю" (выражение автора). Путин "ничего не может предложить своей бывшей зоне влияния" - ни "мягкой силы", ни "экономических выгод", заявил Саакашвили. Поэтому Путин предупреждает: "Если вы пойдете в Европу, ваши семейные ценности будут подорваны, ваши традиции будут разрушены. А мы как православное единство должны держаться друг дружки", - говорит грузинский президент.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru