Завершая серию интервью с людьми, которые хорошо знакомы с российскими исправительными учреждениями, журналистка Le Monde Мари Жего встретилась с физиком Валентином Даниловым, бывшим директором теплофизического центра Красноярского технического государственного университета. В 2001 году он был обвинен в госизмене и шпионаже в пользу Китая, а в 2004-м приговорен к 14 годам лишения свободы. Под давлением правозащитников и мирового научного сообщества Данилов был досрочно освобожден в ноябре 2012 года.
Сам физик утверждает, что не подвергался физическому воздействию со стороны тюремного персонала. Один раз еще в Красноярском СИЗО конвоир спустил на него сторожевую собаку, однако впоследствии он был наказан, а администрация изолятора принесла свои извинения.
"Места заключения сильно отличаются друг от друга, - обращает внимание Данилов. - Делать обобщения - это все равно что измерять среднюю температуру пациентов по больнице".
"Однако ясно одно, - продолжает ученый, - если бы наш идеальный - я это говорю без иронии - Уголовно-процессуальный кодекс строго соблюдался, злоупотреблений было бы гораздо меньше".
Ученый подтверждает слова многих заключенных о том, что их жалобы на тюремное начальство не доходят до прокуратуры. В то же время, по его словам, многое зависит от учреждения. "В ИК-17 (исправительной колонии. - Прим. ред.) написать прокурору было фантастикой, - делится личным опытом Данилов. - Зато в ИК-16 администрация действовала строго в соответствии с законом".