В пятницу вечером Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2118 об установлении международного контроля над химическим оружием Сирии и его последующем уничтожении, пишет обозреватель The New Republic Юлия Иоффе. В Вашингтоне резолюцию расхвалили. Обама назвал ее "крупным прорывом в дипломатии".
Иоффе комментирует: "Это, конечно, политическая раскрутка. А заодно признак того, как плохо все обстояло по сирийскому вопросу, пока не появилась резолюция 2118. Поговорите с кем-то другим, и похвалы будут звучать намного тише". Так, российский эксперт Федор Лукьянов назвал резолюцию "компромиссной версией", а его американский коллега Клифф Капчен - "предсказуемой в наилучшем смысле из возможных".
На взгляд Иоффе, "эта резолюция - действительно компромисс, а потому лишь полумера, даже если сегодня полумеры - уже немаленькая победа".
Кто же по-настоящему побеждает благодаря этому документу? И кто побеждает лишь отчасти?
По мнению автора комментария, в резолюции содержатся уступки как американской стороне, так и России. В тексте упоминается 7-я глава Устава ООН (американцы хотели, чтобы резолюция не была беззубой), но лишь в "краткой клаузуле в конце документа" (реверанс в сторону России, которая стремилась сделать ее "скорее беззубой").
С одной стороны, резолюция задумана как "юридически обязывающая", отмечает Иоффе. С другой - в ней не прописаны конкретные кары за ее несоблюдение Башаром Асадом. "В случае нарушения Совбез снова соберется, чтобы принять решение о мерах", - пишет Иоффе. По мнению эксперта Дмитрия Тренина, Россия никогда не проголосует за применение силы против Асада или экономические санкции.
Данный компромисс обеспечивает победу всем, включая Асада, считает Иоффе.
Американцы могут заявить, что отстояли свой принцип "запретной черты", причем без использования военной силы. А заодно перестали казаться страной, которая систематически выхолащивает ООН.
Россия тоже может заявить, что отстояла международные нормы о суверенитете и недопустимости одностороннего применения военной силы. Кроме того, достигнута неизменная цель России в Сирии - предотвращение военного вмешательства США.
"Самое важное, что из этой последней стычки русские вышли в качестве блестящих дипломатов мирового уровня и наконец-то встав на одну доску с Америкой в геополитическом плане", - пишет автор, поясняя, что возрождения подобающего статуса на мировой арене Россия добивается последние 10 лет. Как добавил Тренин, для России в данной ситуации "Сирия - не главное, Сирия - это место, где формируется новый порядок мироустройства".
Асад тоже остается в выигрыше. Если он сдаст химическое оружие, американцы не станут наносить удар, так что Асад останется у власти и продолжит войну. Это устраивает и Россию: Путин хочет, чтобы Асад воевал с его собственными врагами, то есть с экстремистами, аффилированными с "Аль-Каидой", пояснил Тренин.
А есть ли проигравшие? По мнению Иоффе, резолюция полностью игнорирует широкий контекст кровопролития в Сирии. Представитель Human Rights Watch в ООН Филипп Болопьон подчеркнул: "Резолюция не затрагивает того факта, что подавляющее большинство жертв конфликта было убито обычными вооружениями".