"Демонстрации на улицах Гонконга бросают Китаю самый серьезный политический вызов с тех пор, как движение за демократию было сокрушено на площади Тяньаньмэнь и в ее окрестностях в 1989 году", - пишет обозреватель Financial Times Гидеон Рахман.
Автор статьи отмечает, что между движениями 1989 и 2014 годов есть сходства и различия. "В последующие 25 лет Китай стал неизмеримо более богатой и могущественной страной", - говорится в статье. Китайские власти также будут надеяться на то, что у теперешних демонстраций в Гонконге окажется больше общего с движением Occupy Wall Street - которое выдохлось, - чем со студенческим движением в Китае в 1989 году. "Наконец, у властей сейчас большая свобода действий, чем в 1989 году, если они захотят ею воспользоваться, потому что Гонконг - не столица страны, это региональный город, обладающий особым статусом согласно формуле "одна страна, две системы", на которой была основана его передача из-под британского контроля Китаю", - отмечает автор.
"Разумным ответом со стороны коммунистической партии было бы позволить Гонконгу стать испытательной площадкой для демократических реформ", - считает журналист.
"К сожалению, центральное правительство в Пекине, кажется, приняло решение идти противоположным путем", - говорится в статье.
"Пекин пытается заблокировать новости из Гонконга в официальных китайских СМИ и в интернете. Если демонстрации продолжатся, он, возможно, также попытается использовать скрытый антагонизм между жителями материка и Гонконга", - говорится в статье. Рахман отмечает, что первые представляются вторым "неотесанными чужаками", а вторые первым - "избалованными сопляками, непатриотически ностальгирующими по колониальному режиму".
"В этом отношении официальная реакция на события в Гонконге, возможно, напоминает реакцию России на демонстрации на Украине. Украинцев и гонконгцев приветствуют в Москве и Пекине как братьев, пока они идут правильным путем. Но как только они с него сбиваются, их можно легко осудить как орудия западного империализма", - рассуждает Рахман.
"Различие, безусловно, состоит в том, что Гонконг является частью суверенной территории Китая, в то время как Украина теперь - независимое государство. Однако насильственный исход демонстраций в Гонконге подорвет отношения между Китаем и Западом почти с такой же определенностью, как то, что аннексия Крыма разрушила бизнес в традиционном ключе между Россией и Западом. Правительство в Пекине теперь раздумывает над следующим шагом. В интересах Гонконга, Китая, мировой экономики и международной политической стабильности важно, чтобы оно приняло правильное решение", - заключает журналист.