В России, управляемой авторитарными методами, демократическая оппозиция, несмотря на все чинимые ей препятствия, ищет возможности организоваться по-новому. На 1 мая запланирован марш несогласных
По шикарному Невскому проспекту, центру Санкт-Петербурга, с его сверкающими витринами, полными предметов роскоши, движутся толпы туристов. Но всего в нескольких сотнях метров отсюда, на улице Маяковского, чувствуешь себя вновь в советской эпохе. Здесь в неприметном и несколько неказистом доме располагается штаб демократической оппозиции. "Там, - говорит Максим Резник, указывая рукой на соседнюю улицу, - в ноябре были избиты десятки людей, принявшие участие в нашей демонстрации. Один под ударами ОМОНа даже потерял сознание". Резник является председателем местного отделения либеральной партии "Яблоко", которая была снята с последних местных выборов, и одним из организаторов регулярных протестов, так называемых маршей несогласных. Каждый раз они заканчиваются массовыми избиениями и арестами. Тем не менее, критики Путина собираются маршировать и дальше. Свой следующий выход они планируют на 1 мая - как ответ на официальные торжества, организуемые на государственном уровне.
В начале марта, в ночь после президентских выборов, Резник был задержан за участие в демонстрации и просидел 18 дней в тюрьме. Он якобы избил милиционера. И хотя сейчас он снова на свободе, его дело все еще находится в суде. Резнику, который не имеет права покидать Санкт-Петербург, грозит до пяти лет лишения свободы. Однако не это тревожит 33-летнего либерала. "Я и дальше буду бороться за гражданские права и политические реформы. "Оранжевая революция" на Украине - вот мой идеал", - говорит он. Хотя в данный момент шансов на настоящую либерализацию системы немного. Поэтому сейчас самая важная задача - это консолидация оппозиции и создание объединенного гражданского движения, полагает Резник. В начале апреля на конференции демократических сил в Санкт-Петербурге оппозиция сделала в этом направлении свой первый шаг.
Без реформ у России нет никаких перспектив. Ведь в условиях вертикали власти чиновник печется об интересах граждан столь же мало, как и двадцать лет назад при коммунистах. Ни одна из демократических группировок не в состоянии в одиночку справиться с задачей по реформированию страны, говорится в итоговой резолюции конференции.
Однако именно в этом и заключается основная проблема. Так, Григорий Явлинский, лидер федеральной партии "Яблоко", отказался сотрудничать в деле объединения. Злые языки утверждают, он получил привлекательное предложение от Кремля. Кроме того, до сих пор нет центральной фигуры, которая могла бы сплотить вокруг себя демократические силы. Тем не менее, Ольга Курносова из Объединенного гражданского фронта Санкт-Петербурга видит хорошие перспективы для будущего объединения противников Путина. Ведь в целях, говорит она, сошлись все. Это свободные выборы, свобода печати и уважение прав человека. "Ради этого мы пройдем наш путь до конца, и нам верит все больше людей", - говорит она.
Как и Максим Резник, 47-летняя Ольга Курносова, физик по профессии, хорошо знает, что такое оказаться "не на той стороне". Участвуя в акциях протеста, она уже 17 раз подвергалась задержанию. Прослушивание ее телефонов - столь же обычное дело, как и постоянные угрозы. Все же Курносова делает ставку не только на объединенную оппозицию. "Чтобы повысить давление на власть, мы должны ширить уличные протесты, а также привлекать к нашему делу представителей культурной элиты", - говорит она.
45-летнего Михаила Барзыкина уже ни в чем убеждать не нужно. Он является лидером известной группы "Телевизор". В 80-е годы Барзыкин выступал со своими антиправительственными песнями в известном ленинградском рок-клубе. "Система пожирает сама себя, экономический кризис уже начался. Пройдет время, и люди заметят, что их предали, - говорит Барзыкин. - Банда Путина - это преступное сообщество. Они знают, что они здесь временщики".
Также по теме:
Российская оппозиция пытается объединиться (Berliner Zeitung)
Российская оппозиция расколота (The Wall Street Journal)