За полтора часа беседы премьер-министр ПА Салам Файяд чаще всего произносил слово "безопасность", пишет корреспондент The New York Times Роджер Коэн, например: "Дефицит безопасности нас погубил". "Если лидеры палестинцев заговорили о том, чем сами себя губят, а не только о том, как их губит Израиль, то, видимо, лед тронулся", - полагает обозреватель.
В интервью Файяд заявил, что его цель - покончить с "плюрализмом в сфере безопасности", как он выразился, пояснив, что это явление породило хаос и вооруженные группировки, кровавые раздоры между "Фатхом" и "Хамасом", подорвавшие попытки палестинцев заложить фундамент государственности.
58-летний Файяд - педантичный человек, получивший образование в США и почти 10 лет проработавший во Всемирном банке. "Он никогда не был приверженцем вооруженной борьбы. Сейчас у него есть миссия - двухгодичная программа по подготовке Палестины к государственности ко второй половине 2011 года", - сообщает газета. Принципиальная новизна программы, которую поддерживает "ближневосточный квартет" - ориентация на ненасилие и прозаическую работу по созданию общественных институтов и инфраструктуры. Правда, Файяд находится в политической изоляции: "Хамас" настроен против него, а старая гвардия "Фатха" относится подозрительно. Однако благодаря Файяду жизнь палестинцев налаживается: так, экономический рост на Западном берегу Иордана в прошлом году составил 7%.
Когда корреспондент спросил, провозгласят ли палестинцы независимость в одностороннем порядке, если переговоры провалятся, Файяд заявил, что главное - не декларации о независимости, а подготовка к ней: "Наш унилатерализм - здоровый. Если хотите, противопоставьте деятельности Израиля по строительству поселений". Он призвал палестинцев "не позволять себе роскоши вечно вести себя, как жертвы" и положить конец конфликту. Идеологию "Хамаса" он назвал крупной проблемой, но заявил, что формирование государства, возможно, станет объединяющим фактором.