В России к 1 сентября, началу учебного года, дети наряжаются. А родители, заботясь о будущем своих чад, щедро одаривают учителей взятками
В последние недели в детских магазинах Москвы нельзя купить практически ничего, кроме школьной формы: 1 сентября, в первый день нового учебного года, российские девочки отправятся в школу в элегантных костюмах, белых блузках, темных лакированных туфлях и с огромными белыми бантами в волосах.
Мальчики будут выглядеть нисколько не хуже: в этот торжественный день они наденут костюмы и белые рубашки с галстуком или бабочкой.
Уже детский сад стоит денег
В число наиболее гордых первоклассников в этом году входит пятилетняя Саша Алимова. Она сдала вступительный экзамен в школу, получив наивысшие баллы. "Учителя были в восторге от ее результатов", - с улыбкой рассказывает папа Алимов.
"После этого они отправили нас к директору". И тот назвал цену за принятие вундеркинда в школу: либо новый линолеум для всех классов, либо факс, либо телевизор с видеомагнитофоном. Алимовы выбрали телевизор. Обошлось им это в 160 швейцарских франков.
Официально обязательное образование в России все еще бесплатно. Однако на деле родители стонут от огромных финансовых затрат, которые начинаются уже с детского сада. Ведь "подарком при поступлении" дело не ограничивается: чтобы учителя хорошо обходились с ребенком и ставили приемлемые отметки, постоянно приходится "предлагать" то одно, то другое: 100 франков на ремонт школы, пожертвования на школьные праздники. И не забудьте про подарки учителям, которых совершенно не избежать в такие праздники, как Международный женский день или День учителя.
Некоторые педагоги не стесняются составлять для родителей целый список пожеланий, что не в последнюю очередь объясняется их скудными зарплатами, еле-еле позволяющими сводить концы с концами. Кстати, директора детских садов и школ вовсе не все "поборы" кладут в собственный карман: поскольку средства, выделяемые государством детским учреждениям, слишком малы, без пожертвований вроде телевизора, купленного Алимовыми, не обойтись, но их дальнейшая судьба никому не подконтрольна.
При этом детский сад и начальная школа - это только цветочки. Ягодки ожидают родителей впереди, когда речь заходит об учебе в университетах или институтах. "Небогатые семьи уже не думают о высшем образовании", - говорит Владимир Римский из независимого фонда ИНДЕМ, который специализируется на борьбе с коррупцией. Сколько денег выплачиваются в России ректорам и преподавателям вузов из-под полы, не знает никто, однако ИНДЕМ оценивает суммарные затраты примерно в 850 млн франков.
Недавний доклад фонда о коррупции наглядно показывает: растет как число взяток, так и размеры выплачиваемых сумм. Места в вузе получают те, кто подкупает кого-либо из членов экзаменационной комиссии или нанимает репетиторов, которые вроде как должны подтянуть ребенка по определенному предмету, однако зачастую обеспечивают поступление исключительно благодаря своим связям в вузе. Позже среди студентов ходят списки, кто из преподавателей сколько просит за тот или иной экзамен или отметку: взятки берутся в деньгах, подарках, но также и в "услугах" - вплоть до сексуальных. Уровень коррумпированности растет вместе с престижем соответствующего вуза: например, поступление в знаменитый Московский государственный университет им. Ломоносова может стоить несколько десятков тысяч франков.
Римский, прежде сам преподаватель математики, говорит о замкнутом круге: "В вузах молодые люди очень быстро интегрируются в систему коррупции. Школы превращаются чуть ли не в школу коррупции, поэтому опасность того, что молодые люди и позже будут прибегать к такому надежному средству, как взятка, чтобы решать свои проблемы, велика. Бороться с коррупцией с такими юристами, экономистами и менеджерами попросту невозможно".
Тем временем коррупция становится определяющим фактором в вопросе, кто в России получит высшее образование, а кто нет. "Сегодня в вузы поступают не самые одаренные, а самые богатые". Правда, все еще существуют бесплатные места для одаренных детей из бедных семей, объясняет Римский, однако они продаются богатым, тогда как среднему классу приходится рассчитывать на внебюджетные места. При этом самые богатые россияне уже давно отправляют своих детей в иностранные университеты.
До сих пор государство - несмотря на все свои правильные заявления - ничего не предприняло, чтобы осушить болото коррупции. Наоборот, проблема за последние четыре года резко обострилась: коррумпированность во всех сферах российской жизни, по данным ИНДЕМ, за время пребывания у власти президента Владимира Путина возросла многократно. Правда, в последние годы министерство образования разработало для всех выпускников школ унифицированные тесты, которые призваны побороть коррупцию и создать равные шансы для всех.
Однако, как утверждает Римский, на деле произошло обратное: "Министерство образования создало новый коррупционный рынок". Поскольку от тестов, которые позже нельзя пересдать, зависит будущее ребенка, родители делают все, чтобы заранее гарантировать результаты экзаменов, сопряженных с огромным стрессом. Сегодня ответы на тесты можно купить через интернет, есть вариант, когда за определенную плату ученикам диктуются ответы по мобильному телефону непосредственно во время экзамена. Откуда исходит утечка, понятно: по словам Римского, лишь немногие сотрудники министерства образования имеют доступ к этим данным.
Снижающийся уровень образования
Согласно опросу ИНДЕМ, сегодня готовность россиян давать взятки меньше, чем четыре года назад. Однако именно в народном образовании коррупция стала системой: больше половины опрошенных не рассматривает взятки как проявление настоящей коррупции. Для них незаконные поборы уже стали чем-то вроде школьного налога. Но уже сегодня последствия этой беды нельзя не заметить: уровень образования в России снижается, злые языки уже говорят о подрастающем поколении Микки-Маусов.
Педагог Римский, в частности, отмечает, что зачастую лишь полуобразованные молодые люди все менее умеют мыслить логически и не в состоянии применить выученную теорию на практике. "У нас за последние годы ни в одной области не возникло новых идей. Технологиям в автомобилестроении, в авиастроении не менее десяти лет, - сетует Римский. - Это последствия коррупции в школах. Мы там теряем математиков, программистов, генетиков. Мы теряем наш человеческий капитал".