Российское руководство вновь берет курс на сотрудничество с западными странами, потому что экономические проблемы нарастают как снежный ком, пишет сегодня в газете Handelsblatt ее обозреватель Томас Виде. Премьер-министр Владимир Путин долгое время видел Россию как "тихую гавань". Однако сегодня не осталось никаких сомнений: Россия глубоко увязла в финансовом кризисе. Организация экономического сотрудничества и развития предсказывает для российской экономики на 2009 год рост в 2-3% – и это после того, как в течение долгих лет его уровень составлял около 7%. Некоторые аналитики настроены еще более мрачно: если цена на нефть будет держаться в 2009 году в районе 50 долларов, то, как считает Владимир Осаковский из Unicredit, экономический рост может составить всего лишь 0,5%.
Пока кризис ограничивался только российской биржей, руководству страны было нетрудно успокоить народ, продолжает Томас Виде, ведь акциями в России владеет всего 3% населения. Но тут возник такой фактор, как "массовая безработица", и правду скрывать стало невозможно. По всему миру западные дипломаты отмечают, что Россия стремится к сотрудничеству. Даже министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия готова создавать общее экономическое пространство с Европой и США – кризис можно побороть только совместными усилиями.
Кризис поломал все планы российской власти, продолжает обозреватель. Теперь ей приходится беспокоиться, как выполнять обещания, данные населению: непрерывное повышение благосостояния, постоянный рост экономики. И все это на фоне сокращения заработной платы, падения рубля и роста безработицы. "Политический капитал российского руководства основывается, прежде всего, на контрасте с хаосом и трудностями 1990-х годов, о которых оно не устает напоминать", - сказал один российский банковский менеджер. Любое напоминание о кризисе 10-летней давности, который уничтожил сбережения миллионов, подрывает доверие к власти.
Борис Кравченко из Института глобализации и социального движения говорит об ожидаемом росте недовольства населения, что может пошатнуть систему, созданную Путиным. "Власть, прежде всего, боится высокой безработицы", - сказал один высокопоставленный европейский дипломат в Москве. Сейчас безработица находится на уровне 6%. В 2009 году, таков прогноз государственного банка ВТБ, она может подняться до 11%.
Это серьезное испытание для президента и премьера, считает автор статьи. И пусть рейтинги Путина и Медведева пока что по-прежнему высоки, тем не менее, отношение многих россиян к государству и правительству весьма парадоксально. Они восхищаются своими "вождями" и презирают их аппарат. И это притом, что создание "вертикали власти" серьезно увеличило армию бюрократов – сегодня она больше, чем когда-то в Советском Союзе. Исследование Горшкова также показывает, что российское чиновничество все больше воспринимается как "класс", чьи интересы противоположны интересам общества.
Невозможность для простых людей повлиять на политику страны, отмечает автор, способствует росту цинизма. Однако этот же фактор является причиной отсутствия у руководства страны пространства для политического маневра и привлечения новых талантов. Что дальше? "В лучшем случае давление экономического кризиса приведет к тому, что власть снова возьмется за реформы, которыми она непростительно пренебрегла во время бурного развития экономики". Тем более, без них все равно не обойтись, ведь в противном случае России никогда не оказаться среди ведущих стран мира, заключает Томас Виде.