Положение в Ингушетии и Дагестане – вот тема статьи, опубликованной сегодня в газете Handelsblatt. На Кавказе идет война, констатирует корреспондент, люди погибают от пуль чуть ли не ежедневно. Место действия – российские республики Ингушетия и Дагестан.
После усмирения Чечни, где сегодня правит президент Рамзан Кадыров, российскому руководству не удалось установить контроль над соседними регионами. Более того, жестокое противостояние чеченским стремлениям к независимости усугубило ситуацию в других северокавказских республиках. А признание Абхазии и Южной Осетии только подлило масла в огонь.
"Поддержку радикальным мусульманским группировкам обеспечили репрессии на государственном уровне и недееспособность местных элит", - пишет далее немецкий журналист. Вопреки заверениям Москвы, опасность распада страны не исчезла, и "развитие ситуации на "диком юге" отчетливо повлияет на территориальную целостность России". Положение не изменила и отмена выборов губернаторов. Например, в Ингушетии за время правления назначенного президента Мурата Зязикова, выходца из КГБ, ситуация чуть ли не окончательно вышла из-под контроля. За годы его пребывания у власти в республике, насчитывающей полмиллиона жителей, погибли около 600 человек, примерно 150 бесследно исчезли.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало августовское убийство оппозиционного журналиста Магомеда Евлоева. Последовавшая за ним волна протеста и насилия заставила Кремль пересмотреть свои взгляды. Непопулярный Зязиков был отправлен в отставку. Его преемник Юнус-Бек Евкуров пытается искать с оппозицией компромиссы, но, по данным местных средств массовой информации, существенных перемен в республике не заметно.
В соседнем Дагестане тоже нарастает сопротивление, нередко подпитываемое радикальными мусульманами, которые мечтают о Кавказском халифате. В отличие от чеченского конфликта, считает Уве Хальбах, немецкий эксперт по Кавказу из Фонда науки и политики, дело здесь не в стремлении к независимости, а в опасном сочетании структурных проблем – здесь самые высокие в России показатели безработицы и одновременно рождаемости. Масштабы коррупции невиданны. Сельского хозяйства, которое в советское время кормило значительную часть население, практически не существует. К этому следует добавить бесчисленные конфликты, как например, между Ингушетией и Северной Осетией. Так что в ближайшее время, считает Хальбах, положение на юге России останется нестабильным.