Это не партия в крикет: с одной стороны - друзья Тони, поддерживающие войну в Ираке, с другой - друзья ВВС, непреклонные пацифисты. Нет, самоубийство ученого Дэвида Келли и только что опубликованный доклад Хаттона не разделили британских граждан по идеологическому принципу.
Стефен Гловер - комментатор консервативной газеты Daily Mail и обозреватель еженедельника Spectator, он никогда и думал принимать участия в мирных демонстрациях: он не был против интервенции в Ирак. Однако в данном случае, он на стороне самого авторитетного в мире телевидения и подвергает сомнению большую часть досье, появившегося осенью 2002 года, на основании которого правительство Тони Блэра оправдало удар по режиму Саддама Хусейна.
Он находит "крайне несбалансированными" выводы, сделанные в докладе судьи Хаттона.
- Доклад Хаттона - "прикрытие" правды?
- Политическое прикрытие означало бы, что лорд Хаттон сознательно выступил против правды. Не думаю: это честный человек, и предполагаю, нейтральный. Но я убежден, что его заключения крайне несбалансированны.
- В каком смысле?
- Хаттон сделал мощный акцент на ошибках ВВС, но полностью проигнорировал целый ряд инициатив правительства. Например, нам известно, что спецслужбы заявили, что оружие массового поражения с дальностью действия несколько сот километров, которое Саддам может привести в действие в течение нескольких часов, никогда бы не смогло нанести ущерб британским солдатам, дислоцированным на Кипре, а тем более достичь территории Великобритании. По этому вопросу в докладе ничего не говорится.
- Хаттон утверждает, что обвинения ВВС в адрес правительства относительно того, что оно сделало "более сексуально привлекательными" доводы секретных служб касательно необходимости войны, не имеют оснований.
- Я не нахожу их такими уж безосновательными. Алистер Кэмпбелл (бывший сотрудник Блэра по связям с общественностью) имел четкое задание сделать более жестким досье осени 2002 года. Он не был экспертом по иракскому оружию, но, несмотря на это, работал бок о бок с Джоном Скарлетом, председателем комитета по спецслужбам, чтобы "ужесточить" досье. Но и этот момент не отражен в докладе.
- Вы считаете недостойным, в отличие от лорда Хаттона, поведение министра обороны, начавшего игру в загадки со СМИ, чтобы раскрыть имя Дэвида Келли, затем покончившего с собой, как "крот", который передал сведения ВВС?
- Да. Вероятно, им не следовало предавать гласности имя Келли. Однако, они это сделали. Совершенно абсурдным образом. Мы не знаем, какой эффект это произвело на доктора Келли, но такое поведение называется недостойным.
- Почему, по вашему мнению, Хаттон пришел к таким "несбалансированным" выводам?
- Конкретные мотивы мне неизвестны. Могу предположить, что у него было определенное намерение встать на сторону истеблишмента, что ему нравится правительство и политики. И что он недолюбливает прессу.
- ВВС нанесен серьезный ущерб?
- Речь не идет о непоправимом ущербе. Авторитет компании высок, и, если ошибки не будут повторяться, думаю, что позиции не будут утрачены. И поскольку доклад Хаттона настолько разбалансирован, люди ему не верят, они больше доверяют ВВС. То же самое относится и к реакции правительства: Кэмпбелл обвинил президента ВВС в том, что он обманщик, между тем всем известно, что он мог допустить ошибку, но не обмануть. Более достойной была реакция ВВС: руководство ушло в отставку.
- Это война между правительством и ВВС?
- Лишь со стороны правительства. В частности, Кэмпбелла, который всегда нападал на ВВС и прессу. Но его уже нет на Даунинг-стрит. И думаю, правительство не станет распространять войну на всю прессу.