Кто-то из американских журналистов писал, что дипломатия - это высказывание "самых неприятных вещей в самой приятной манере". На этой неделе госсекретарь Колин Пауэлл заставил вспомнить об этом афоризме, опубликовав во влиятельной российской газете "Известия" статью, в которой необходимая критика в адрес Москвы перемешана с заверениями в дружбе.
Статье Пауэлла присущи черты хорошей дипломатии: все сказано ясно, но без крика. Список недостатков российского правительства лаконичен и внятен. Критика была долгожданной изменой обычному для администрации Буша молчанию по поводу консолидации власти президента Владимира Путина и действий Москвы в Чечне, где в ходе поисков исламских фундаменталистов терроризируют мирное население.
Пауэлл написал, что российская демократическая система, по-видимому, еще не нашла равновесия между судебной, законодательной и исполнительной ветвями власти - замечание критическое, но умеренное. Он указал на ограничения, которым подвергается деятельность политических партий и СМИ.
Позже Пауэлл заявил журналистам, что не намерен вмешиваться во внутриполитическую жизнь России, он говорил так, как это принято между друзьями. По словам Пауэлла, он высказывал опасения США на встрече с Путиным. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов минимизировал значение высказываний Пауэлла.
Декабрьские выборы в парламент стали примером возвращения в советскую эпоху. Еще до выборов правительство захватило контроль над частными телеканалами, и в результате в эфире господствовала "Единая Россия" - партия, поддерживающая Путина. Европейские наблюдатели на выборах заявили, что поддержка определенных партий государственными СМИ привела к "искажению" результатов и "отходу" от демократии. К чести администрации Буша, она согласилась с выводами европейцев.
Чтобы дипломатические шаги были эффективными, они должны быть точно выверенными и последовательными во избежание недоразумений. Тихие увещевания порой эффективнее, чем громогласные обвинения, особенно когда они исходят от единственной оставшейся в мире сверхдержавы.
Вскоре после прихода к власти Буш похвалил Путина. Он заявил, что российский президент "глубоко предан своей стране" и пригласил его на техасское ранчо. Такая поддержка может поощрить страны, движущиеся к демократии, но обратное движение требует взыскания.