Газовая дипломатия России заставляет некоторые из ее бывших стран-сателлитов искать энергетические поставки в других местах, другие же втягивает в орбиту Москвы, меняя картину экономических зависимостей и провоцируя глубокий дискомфорт в регионе.
Грузия, новая демократия, с максимально возможной скоростью ищет новые источники энергии, после того как январские взрывы трубопровода блокировали поставки российского газа. Исламские сепаратисты в Чечне воюют с Москвой более десятилетия. Россия обвинила во взрывах 22 января неизвестных террористов.
Сбой произошел на фоне продолжающейся ссоры между Россией и Украиной, страной с населением в 50 млн человек, из-за цены на газ, поставляемый туда Москвой. В какой-то момент спор привел к кратковременному прекращению поставок, сократившему поставки и в Западную Европу, которая получает российский газ в основном по трубопроводам, идущим через территорию Украины. Соседней Молдавии тоже перекрыли газовый кран до подписания соглашения о том, что она будет платить российской газовой монополии "Газпром" по повышенным тарифам.
Российские чиновники утверждают, что это просто переход к рыночным ценам на топливо, прекращение советской практики субсидированной продажи газа соседним странам. Но внезапность перехода и жесткое поведение Москвы с прозападными правительствами, вроде правительства Грузии, вызывает новые опасения, что Кремль использует российские энергетические резервы как политический рычаг. Беспокоит то, что газ стал для России средством награждать режимы, которые она считает лояльными, и наказывать те, которые представляются слишком независимыми.
В интервью на Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что реакция Москвы на взрывы трубопровода, включая отсутствие ответов на телефонные звонки и медленный ремонт, сделала очевидной необходимость найти альтернативные источники энергии. "Мы знали, что опасность существует, но это все ускорило", - сказал он.
Саакашвили отметил, что реакция Москвы на взрывы газопровода, идущего в Грузию, является одной из "советских" попыток Москвы дестабилизировать его прозападное правительство.
В пятницу другие бывшие советские сателлиты, включая Польшу и Румынию, призвали к строительству новых терминалов для получения сжиженного газа и указали на необходимость ускорить строительство трубопровода, идущего из Турции в Австрию, чтобы уменьшить их зависимость от России.
Российские власти гневно отреагировали на заявления Грузии и критику их поведения после взрывов, подчеркнув, что восстановительные работы велись круглосуточно. Вчера "Газпром" возобновил поставки газа в Грузию. Но ремонт, который должен был продлиться несколько дней, затянулся на неделю, оставив многих жителей Грузии без топлива во время резкого похолодания.
Энергетические проблемы случились в момент, когда в западных столицах с тревогой наблюдают за тем, как российский президент Владимир Путин ужесточает политический контроль, подрывая демократические структуры и предупреждая, что иностранные агенты пытаются дестабилизировать его страну.
Саакашвили только что не обвинил Россию в том, что она сама устроила взрывы; российские чиновники назвали его заявления "истеричными" и "неадекватными".
"Абсурдно обвинять Россию в том, что она взорвала собственный трубопровод", - заявил Сергей Михеев, внешнеполитический аналитик московского аналитического Центра политических технологий.
По словам Саакашвили, у него нет доказательств того, что Россия несет ответственность за взрывы, но больше всего его беспокоит то, как Россия отреагировала на прекращение поставок. Он отметил, что кое-кто в Москве хочет наказать Грузию за прозападный курс, а телесюжеты о "несчастных" грузинах использует для демонстрации неэффективности демократии, пытаясь настроить грузин против их правительства.
Саакашвили сказал, что представители Грузии позвонили российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову сразу же после взрывов, и Фрадков заявил, что перезвонит им через день-два, когда ситуация прояснится. "Он так и не позвонил", - заявил Саакашвили. Из "Газпрома" тоже не перезвонили, добавил он. Лишь после того, как он начал давать интервью CNN и BBC, Москва зашевелилась.
Хотя "Газпром" впоследствии говорил, что компания организовала дополнительные поставки газа в Грузию по трубопроводу в Азербайджане, это продолжалось недолго. Российская сторона возложила вину за это на поломку насосной станции на трассе.
"В каком-то смысле это была удача, потому что теперь мы ищем альтернативы", - заявил Саакашвили. Грузия не стала ждать, пока "Газпром" починит трубопровод, и в пятницу объявила о сделке по импорту газа из Ирана через Азербайджан, граничащий с обеими странами.
Помимо поисков новых источников энергии за границей, Саакашвили ускоряет планы строительства гидроэлектростанций, благодаря чему доля российских поставок электроэнергии в Грузию уже уменьшилась до 30% с 80% в 2003 году. Новый трубопровод с азербайджанского месторождения "Шах Дениз", строительство которого должно завершиться осенью, позволит Грузии уменьшить зависимость от российского газа примерно вдвое, отметил Саакашвили.
Саакашвили сказал также, что планирует нынешним летом пригласить министров энергетики и представителей компаний из стран Европы на совещание в Грузию, чтобы обсудить, как диверсифицировать энергетические поставки в регион.
Недавние энергетические споры России с соседями связаны главным образом с попытками "Газпрома" заставить импортеров газа из так называемого "ближнего зарубежья" платить за газ по рыночным, а не по сниженным ценам, как до сих пор.
Белоруссия, близкая союзница Москвы, отказалась от права собственности на важнейшие экспортные трассы в пользу "Газпрома" и платит за газ меньше 50 долларов за 1 тыс. кубометров, тогда как рыночная цена превышает 230 долларов. Украина, Грузия и другие страны заявляют, что готовы платить больше, но это отразится на транзите. В конце прошлого года Грузия заключила соглашение об удвоении цены до 110 долларов за 1 тыс. кубометров.
США и Европейский союз выразили озабоченность по поводу российской энергетической тактики, особенно когда споры "Газпрома" с Украиной привели к снижению давления в транзитных газопроводах, идущих через Украину в Западную Европу, но их возможности ограничены. Например, в настоящее время Россия является ключевым партнером в оказании дипломатического давления на Иран в связи с его военной ядерной программой.
В то время как бывшие советские сателлиты пытаются найти источники энергии вне России, российские дипломаты и руководители газовой отрасли энергично пытаются укрепить господствующие позиции в богатых энергоносителями республиках Центральной Азии.
Узбекистан, находящийся в международной изоляции после жестокой расправы над майскими демонстрациями в Андижане, на прошлой неделе вступил в блок бывших советских республик, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЕС). Этому предшествовало решение президента Узбекистана Ислама Каримова выдворить из страны американскую военную базу и подписание сделки стоимостью 1,5 млрд долларов между "Газпромом" и узбекской государственной нефтегазовой компанией о совместной разработке нескольких газовых месторождений страны. Сделка даст "Газпрому" полный контроль над узбекским газовым экспортом.
В пятницу генеральный директор "Газпрома" Алексей Миллер побывал в нищей Киргизии, где пообещал помощь в разведке и разработке нефтяных месторождений, которая обойдется в "сотни миллионов долларов".
Самые сильные удары российские газовые переговоры наносят странам, начавшим сближение с Западом. На этой неделе Саакашвили должен посетить Германию, где он, как ожидается, встретится с канцлером Ангелой Меркель и обсудит энергетическую диверсификацию. Германия покупает самую большую часть газа, поставляемого Россией в Западную Европу, и планирует построить прямой трубопровод по дну Балтийского моря.
"Если подобное возможно на грузинском направлении, это возможно на любом направлении, - заявил Саакашвили о сбое российских поставок. - Все должны задуматься о диверсификации".