Эфраим Зурофф, руководитель правозащитного Центра Симона Визенталя в Израиле, считает Австрию наглядным примером нехватки политической воли, необходимой для уголовного преследования нацистских военных преступников
- Вы написали сотни статей о Холокосте, что вы лично думаете о Международном дне памяти жертв Холокоста?
- 27 января как День памяти жертв Холокоста вызывает во мне смешанные чувства. С одной стороны, это является большим достижением для еврейского народа, что наша самая ужасная трагедия получает международное признание столь беспрецедентным образом. Этот повод может быть использован и для того, чтобы положительным образом влиять на восприятие Холокоста. Но до сих пор неясно, что будет происходить в этот день во всем мире. Если, к примеру, этот день будет использован в арабском и мусульманском мире для атак на Израиль из-за ситуации на Ближнем Востоке, это будет иметь только негативный результат и не будет служить задуманной цели.
- Вы критически настроены в отношении Австрии и ее законов относительно ныне здравствующих нацистских преступников. Что на ваш взгляд было бы справедливым?
- Вместо того чтобы искать всевозможные аргументы, как избавить национал-социалистических военных преступников от преследования по суду, нужно ставить как раз противоположенные цели - сделать все для того, чтобы заставить их заплатить за их преступления. Эти убийцы могут быть уже совсем старыми, но они не заслуживают сострадания. Многие из них были хладнокровными убийцами, которые убивали женщин, детей и стариков.
- Вы известны как "последний охотник за нацистами" и руководитель инициативы "Операция "Последний шанс", деятельность которой в настоящее время сконцентрирована на Австрии. С какими трудностями вы сталкиваетесь там, желая отдать под суд нацистских военных преступников?
- Каждый, кто знаком, с какими сложностями сегодня сталкивается уголовное преследование нацистских военных преступников, понимает, что главную проблему представляет не поиск преступников или доказательств их вины, а отсутствие политической воли, необходимой для уголовного преследования в странах, в которых эти преступления совершались или в которых эти люди в настоящее время проживают. Австрия является наглядным примером подобного положения вещей. Надзирательница из концлагеря Майданек Эрна Валлиш и шеф полиции хорватского города Позега Миливой Аснер пользуются отсутствием политической воли, необходимой для уголовного преследования военных преступников в Австрии.
- В документальном фильме Hafners Paradies ("Рай для Хафнера") показан бывший офицер СС, который до сих пор является сторонником нацистской идеологии. Какие выводы можно сделать после просмотра этого фильма?
- Я не видел этого фильма, но читал о нем. Меня просто выводит из себя слушать нациста, подобного Хафнеру, и знать, что он свободно может распространять идеи расизма и экстремизма. Но, не доказав его вины в военных преступлениях, нельзя начать против него судебный процесс.
- Интернет является оружием в руках групп неонацистов, которые, к примеру, публикуют в сети имена членов еврейских общин. Насколько серьезную угрозу подобные группы представляют для общества?
- Существует более 5 тысяч подобных сайтов. Лет 10 назад их было не больше 5. Несомненно, интернет обладает огромным потенциалом, который может вызвать подобную угрозу, поэтому Центр Симона Визенталя каждый год выпускает CD, где собраны все подобные экстремистские сайты. Мы рассылаем эти диски ведущим мировым политикам, депутатам парламентов и другими авторитетным людям.