Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 января 2008 г.

Редакция | The Washington Post

Потемкинские выборы

Кандидат в президенты России Дмитрий Медведев, на стороне которого выступил Владимир Путин, в ходе последнего опроса общественного мнения получил поддержку 80% респондентов. Для сравнения, единственный кандидат от оппозиции, представленный в то время, Михаил Касьянов, набрал лишь 1%. Однако Кремль, как и в советские времена, о которых все больше напоминает происходящее, не намерен допускать случайностей в ходе выборов 2 марта. В воскресенье Касьянову было отказано в праве баллотироваться под предлогом того, что тысячи из 2 млн подписей, собранных в его поддержку, недействительны.

На следующий день Москва объявила о том, какие правила будут действовать для международных наблюдателей: практически неизбежной окажется ситуация, когда уважаемые группы вроде Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе не смогут принять участие в избирательном процессе или же не получат возможности судить о честности голосования. Вдобавок вчера Дмитрий Медведев объявил, что не станет участвовать в дебатах: таким образом, до марта россияне будут видеть его лишь в условиях, полностью контролируемых Кремлем, когда все проходит по сценарию.

Самое интересное в этой неуклюжей стратегии - ее абсолютная ненужность. Благодаря тому, что Кремль контролирует телевидение и ведет неуемную пропаганду, а Россия переживает нефтяной экономический бум, большая часть россиян счастлива будет проголосовать за Медведева или за любого другого, на кого укажет Путин. Путин мог бы разрешить баллотироваться Касьянову, экс-чемпиону по шахматам Гарри Каспарову и другим оппозиционерам. Он мог бы пригласить тысячи международных наблюдателей и велеть Медведеву участвовать в теледебатах. Все равно его кандидат победил бы со значительным перевесом. В таком случае Путин получил бы возможность говорить о демократичности выборов, и с этим многие бы согласились - и в Европе, и в мире.

Тем не менее, Путин намерен провести потемкинские выборы, которые зарубежные наблюдатели не признают честными. Это напоминает нарочито фарсовое голосование, с помощью которого удерживали власть просоветские режимы в таких странах, как Восточная Германия, - именно там Путин был агентом КГБ. Как и эти правительства, Путин явно предпочитает навлечь на себя недовольство западных демократов, но не позволить кому-то вроде Касьянова пусть даже несколько минут свободно выступать на государственном телевидении (в случае регистрации Касьянов получил бы такое право). Путин лучше потерпит бойкот выборов со стороны ОБСЕ, чем согласится организовать справедливые выборы, точный результат которых нельзя спланировать заранее.

Обращение Путина к советской политической модели свидетельствует, что он со все возрастающим презрением относится к мнению Запада и не заинтересован в сотрудничестве с Европейским союзом или Соединенными Штатами. Это показывает, что российская политическая система, как сказал Касьянов, "как и СССР, не поддается никакому улучшению ни изнутри, ни извне". Неудивительно, что Михаил Горбачев, последний советский лидер, посчитал необходимым высказаться. "С нашими выборами не все в порядке", - заявил он агентству "Интерфакс". Однако проблема касается не только выборов: система, которую разрушил Горбачев, постепенно возрождается.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru