Пожалуй, это самая неувядающая, романтическая история современности: на протяжении 90 лет, с тех пор, когда 15 апреля 1912 года в 02.18 утра в 375 милях к юго-востоку от Ньюфаундленда затонул "Титаник" . Эта легендарная история продолжает пополняться все новыми и новыми подробностями. Последнее дополнение к истории "Титаника" было обнаружено в Шотландии ? на выставке, которая откроется в августе в Данди, будет экспонироваться необычная открытка, фотография "великого убийцы", айсберга, погубившего "Титаник".
Корабль затонул в течение трех часов во время своего первого же вояжа из Саутхемптона в Нью-Йорк. Из тысяч историй о трагедии "Титаника", в результате которой погибли 1 523 пассажира, эту выглядит особенно оригинальной и неожиданной. Фото, которое стоило всего 250 евро, может, на самом деле, иметь огромную цену на рынке. Если за меню корабельного ресторана на аукционе было заплачено 16 тысяч евро, то сколько же может стоить единственное сохранившееся до наших дней изображение проклятого айсберга?
По словам устроителей выставки, фотография была сделана чешским моряком Стефаном Рехореком, служившим на пассажирском немецком судне "Бремен", совершавшим рейс из Бирмингема в Нью-Йорк и прибывшим на место трагедии. Трансатлантический корабль прибыл к месту катастрофы 20 апреля. Экипаж и пассажиры видели на поверхности воды сотни тел погибших. Однако тела не стали собирать, поскольку в этот район подходил уже другой корабль, и капитан "Бремена" продолжил плавание. Но Рехорик во время плаванья сделал снимки двух айсбергов, одним их них был тот, что стал причиной гибели "Титаника". Матрос был очень горд собой. Сразу же по прибытию в Нью-Йорк он отправил родителям карточку, в которой описал то, что произошло с "Титаником", об "устрашающем виде трупов" и обещал отослать им фото айсберга-убийцы. Он отпечатал снимок в формате открытки, которую он послал по почте уже из Шербура, Франция. На обратной стороне он написал: "Дорогие мама и папа, это фото айсберга, столкнувшегося с "Титаником" и потопившего этот корабль. Я отправлю другую фотографию и Йозефу". Но брату он посла фото самого "Титаника" с подписью: "Дорогой Йозеф, посылаю тебе фото потонувшего корабля. Когда приедешь домой к родителям, они тебе покажут фото айсбергов, сделанные с борта нашего корабля". Фотографий было несколько: как найти нужную? И тут на сцене появляется Геринг Пфайфер, страстный поклонник всего, что связано с "Титаником". Правда, коллекционера вполне можно заподозрить в том, что он заинтересован в прибыльной спекуляции.
Два года назад он приобрел фотографии у чешского коллекционера и сразу же определил то, что искал: "Как только я увидел это фото, сразу же понял, что у меня в руках кусочек истории. Я вспомнил, что читал в свидетельских показаниях одного из выжившего в катастрофе описание айсберга, который очень был похож на мыс Гибралтар. Этот айсберг был именно таким, и с одной стороны имел недавний скол". Затем Пфайфер обратился к эксперту Гюнтеру Раблеру из Swiss Titanic Society, который и дал требуемые гарантии. Совпадают четыре момента: место , где были сделаны фото, возраст фотоснимка, рассказ очевидца и форма айсберга, "с недавним сколом и выступами, соответствующими полученным доказательствам". Поэтому не должно быть никаких сомнений: на фотографии, которая станет центральным экспонатом выставки в Данди, "самой большой из когда-либо организовывавшихся экспозиций, посвященных "Титанику", запечатлен айсберг, который впередсмотрящий увидел в 23.40 14 апреля. "Айсберг прямо по носу!" - прокричал он и трижды ударил в колокол. Но было уже слишком поздно: "Титаник" шел со скоростью 20 узлов, и даже резкий поворот не помог избежать столкновения корабля с гигантским куском льда. Сначала капитану Эдварду Смиту сообщили о том, что повреждения незначительны. Но ему лгали: пробоина была огромной и за два часа 28 минут океан поглотил "Титаник".
С тех пор "Титаник" стал неиссякаемым источником всевозможных историй, число которых стало увеличиваться после того, как океанограф Робер Баллар определил местонахождение затонувшего судна. Эта катастрофа в Атлантике учит тому, что не следует никому доверять: "Корабли строят люди, надо уважать море, как в хорошую так и плохую погоду", - говорит Рон Варвик, капитан "Королевы Елизаветы Второй", который часто совершает рейсы из Саутхемптона в Нью-Йорк. Но останки корабля не продержатся долго, ржавчина разъедает обшивку, а сама конструкция вряд ли сохранится до 2012 года, столетней годовщины катастрофы. Было бы трагической иронией, если последним свидетельством о "Титанике" станет единственная фотография цвета сепии, сделанная в формате открытки, на которой изображен айсберг, растаявший сто лет назад.