Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 июля 2004 г.

Михаэль Шмидт | Tagesspiegel

"Путин - не такой сильный политик, каким его многие считают"

В споре с нефтяным концерном ЮКОС почти любое средство кажется Кремлю оправданным. Что произойдет, если за этим примером последуют другие?

Свое мнение о целях Кремля в деле ЮКОСа и о влиянии спецслужб высказал в интервью эксперт по российской внутренней политике (Германский фонд науки и политики) Эберхард Шнайдер.

- Господин Шнайдер, какие цели преследует Кремль в споре с нефтяным концерном ЮКОС?

- Кремль преследует две цели. Основная цель - политическая, а именно: отстранение политического противника Михаила Ходорковского. Вторая цель - экономическая, а именно: разгром ЮКОСа и его передача в руки государства.

- Что побудило российского президента нанести удар именно сейчас?

- В 2000 году между Владимиром Путиным и олигархами была достигнута договоренность: олигархи не вмешиваются в политику, за это Путин отказывается от ревизии итогов приватизации, на волне которой они стремительно разбогатели. Но тут глава ЮКОСа Ходорковский заявил, что в 2008 году он хочет покинуть свой пост. Кремль усмотрел в этом вызов, поскольку в 2008 году состоятся президентские выборы, и Путин посчитал, что Ходорковский захочет в них участвовать. Кроме того, Ходорковский навлек на себя гнев Кремля, выделяя по 200 млн долларов в год на развитие гражданского общества, поддерживая школы, обеспечивая им доступ в интернет - короче, способствуя становлению открытого и либерального общества.

- Не следует ли ожидать, что в будущем подобное будет случаться чаще?

- Не думаю, что это будет повторяться, так как пример ЮКОСа оказал устрашающее действие. Все олигархи поняли, что Кремль хочет им сказать: они знают, что если сегодня они хотят чего-нибудь добиться, они должны пасть перед Кремлем на колени, и политика для них - запретная зона.

- О чем свидетельствует дело ЮКОСа в плане перспектив демократии и развития правового государства в России?

- Я называю это "управляемым правосудием". Дело ЮКОСа свидетельствует о том, что государственные финансовые и налоговые органы, а также суды используются в качестве инструмента, чтобы держать неугодных олигархов на расстоянии. Не существует никакого антимонопольного ведомства. Однако, прежде всего, дело ЮКОСа говорит о том, что Путин - не такой сильный политик, каким его многие считают.

- Почему

- До сих пор ему удалось удерживать баланс между серьезными группировками, имеющими различные интересы. Теперь это, видимо, уже позади. Ведь инициатива разгрома ЮКОСа исходила не от Путина, а от Федеральной службы безопасности и его приближенных из спецслужб и министерств. Они хотят иметь сильное государство. Государство, за которым всегда остается последнее слово в экономических вопросах стратегического значения, которое заботится о том, чтобы высокие прибыли от экспорта нефти поступали в государственный бюджет, а не в руки частного предпринимателя.

- Принесет ли России пользу подобная форма ренационализации?

- Нет. Кроме того, я не могу себе представить, что Путин и в будущем собирается вести себя подобным образом по отношению ко всем олигархам, поскольку это нанесет тяжелый удар по российской экономике и отдалит президента от его честолюбивых экономических целей. Уже сейчас, в первом полугодии 2004 года, отмечалась значительная утечка капитала. Предприниматели ощущают неуверенность. Ожидаемые инвестиции отсутствуют.

Источник: Tagesspiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru