Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 июля 2004 г.

Грэм Саржент | The Times

Баланс мировых сил меняется

Цена достигла тревожного уровня октября 1990-го года - 40 долларов за баррель.

В тот раз это было вызвано вторжением Саддама Хусейна в Кувейт. На этот раз вендетта российских властей против олигархов ЮКОСа привела к распоряжению об аресте активов, из-за которого компания не могла продавать нефть и газ. Объемы производства ЮКОСа составляют 1,7 баррелей в день, что сопоставимо с уровнем производства Кувейта.

Сейчас Россия занимает второе место в мире по экспорту нефти и является главным поставщиком Китая, самого ненасытного импортера. Пока Запад занимался проблемами Персидского залива, внутренняя политика президента России Владимира Путина неожиданно стала основной угрозой нефтяным поставкам и росту мировой экономики.

Времена, хоть и медленно, но меняются. "Великое закрытие" ЮКОСа продолжалось всего сутки. На следующий день министерство юстиции прояснило ситуацию с распоряжением, сделанном судебными приставами. Однако русский фейерверк - это аттракцион не на один день.

В июле 1990 года баррель нефти стоил 20 долларов, в октябре - уже 40 долларов, и к февралю 1991 года цена на нефть вернулась на уровень прошлогоднего июля. Сейчас рост цен на нефть наблюдается в течение трех лет, и практически весь этот год цена за баррель составляла 30 долларов.

Вчера цены на нефть лишь незначительно снизились. Гайки ослаблены всего на один виток.

Впервые за более чем вековую историю с тех пор, как Америка заняла передовые позиции, мировая экономика оказалась в зависимости от страны, не относящейся к числу наиболее развитых.

Когда в 1979-1980 году цены на нефть подскочили, деньги в основном достались странам Персидского залива и ведущим державам, а мировая экономика оказалась на бобах. В какой то степени, в этот раз ситуация повторяется. В мире дорогого сырья и дешевого производства баланс экономических сил будет медленно меняться. Россия могла бы стать новой Канадой или даже новой Америкой.

Но президент Путин и его коллеги в Кремле безнадежно отстают. Кремль не хочет перекрывать краны ЮКОСа, но создается впечатление, будто он стремится уничтожить надежды на то, что самая большая нефтяная компания в мире будет находиться в России.

Любой прогресс тормозится, инвестиции приостанавливаются, в результате Россия рискует потерять свои позиции в нефтяной промышленности, опустившись до уровня Венесуэлы.

Считается, что Кремль планирует ренационализировать ЮКОС полностью или большую его часть, чтобы компания "Роснефть", все еще принадлежащая государству, стала основной нефтяной компанией России. Это имеет смысл, только если Россия втайне хочет вступить в ОПЕК.

Россия, возможно, является одной из основных военных держав и борется за политическую стабильность. Но ей все еще недостает экономической ответственности в глобальном масштабе, а такая ответственность необходима странам-участницам "большой восьмерки". Несмотря на сделки, призванные обеспечить поддержку ЕС, Россия все еще далека от вступления в ВТО.

Мы могли этого не заметить, но за 20 лет мировая экономика изменилась. Возможно, однажды вместо двух локомотивов, тянущих за собой общий длинный поезд, каждый регион окажется самостоятельным мощным автомобилем.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru