"Несмотря на сложность таких проблем, как будущие границы, урегулирование вопросов безопасности и статус Иерусалима, на палестино-израильских мирных переговорах, которые возобновились в понедельник вечером, преобладают два простых вопроса: если госсекретарю Джону Керри потребовались бесчисленные телефонные звонки и шесть поездок на Ближний Восток, для того чтобы просто усадить представителей сторон за стол переговоров, насколько достижимо всестороннее мирное соглашение? И что произойдет, если его титанические усилия по организации переговоров не достигнут цели?" - задаются вопросами Майкл Гордон и Изабель Кершнер, журналисты The New York Times.
"Сам факт переговоров может иметь успокоительный эффект, пока они продолжаются, - заявил Эллиотт Эбрамс, бывший высокопоставленный чиновник Совета национальной безопасности при Буше-младшем. - Но я не вижу никакой реальной возможности сейчас прийти к окончательному соглашению... Надеюсь, в Госдепе уже работают две команды: одна - над переговорами, а другая - над тем, что делать, если они провалятся".
"В последние недели Керри и его помощники изложили несколько основных доводов, почему его усилия могут принести плоды. Возможно, самым важным из них является тот, что США не могут позволить себе роскошь оставаться в стороне", - говорится в статье.
Палестинцы готовы передать требования предоставить Палестинской автономии статус государства в Международный уголовный суд и органы ООН - с учетом этого американские чиновники утверждают, что отношения между двумя сторонами пошли по нисходящей: израильтяне отреагировали, сократив финансирование палестинских территорий. Европейские государства, в свою очередь, могут уменьшить инвестиции в Израиль, рассуждают авторы статьи.
Ведущий принцип переговоров об окончательном статусе ПА до сих пор состоял в том, что "ничто не согласовано, пока не согласовано все", отмечают журналисты. Многие эксперты теперь рекомендуют этот принцип изменить.
По словам Иосси Алфера, стратегического аналитика, годами участвовавшего в палестино-израильских переговорах, опыт показал, что проще сократить разрыв по практическим вопросам, подобным границам, поселениям, безопасности и суверенитету, чем по таким проблемам, как требование палестинцев предоставить право возвращения беженцам войны 1948 года и их потомкам и контроль над святыми местами в ожесточенно оспариваемых районах Иерусалима, говорится в статье.
"Керри и его критики, кажется, согласны в одном: сделав мирный процесс на Ближнем Востоке своим главным приоритетом, госсекретарь поднял ставки так высоко, что, если эти усилия не оправдаются, пройдет немало времени, прежде чем кто-либо предпримет новую попытку", - пишут корреспонденты.
"Многие придут к заключению, что нет шансов на решение конфликта по принципу "два государства", - констатирует Майкл Херцог из Вашингтонского института ближневосточной политики, но добавляет: - Я, как и многие другие, исполнен скепсиса, но я верю, что очень важно предпринять такую попытку".