Информация о том, что к иракскому сопротивлению присоединились иностранные боевики, вызывает тревогу в свете попыток Америки и Великобритании восстановить мир и безопасность в Ираке. Все чаще появляются сведения о прямых столкновениях американских войск с сирийцами, йеменцами, алжирцами, ливанцами и даже чеченцами. Американцы практически ежедневно подвергаются снайперским обстрелам и попадают в засады ? с трагическими последствиями.
Участие в противостоянии неиракцев заставляет провести параллель между тем, с чем сталкиваются США в Ираке, и опытом России в Чечне после начала второй чеченской войны в 1999 году.
До 1999 года чеченский конфликт был локализован на Северном Кавказе. Хотя во время первой чеченской войны в 1996 году чеченские боевики тоже получали помощь из-за рубежа и на их стороне тоже сражались иностранцы, руководство и рядовые боевики были в основном коренными чеченцами. Лидер первого чеченского восстания, генерал Джохар Дудаев был чеченским офицером и генералом советской армии.
После начала второй чеченской войны в 1999 году Россия развернула "тактику выжженной земли", нацеленную на сокрушение чеченских боевиков. Хотя Россия обещала восстановить Чечню и улучшить жизнь в социальном плане, жесткие действия российской армии не прошли незамеченными. Мусульманский мир остро отреагировал на то, как в начале 2000 года столицу Чечни Грозный сравняли с землей, на заявление президента Путина о том, что чеченских боевиков нужно "мочить в сортире", на нарушения прав человека российскими солдатами.
Все это привело к двум главным последствиям. Во-первых, в Чечню приехало множество иностранных боевиков, так называемых "моджахедов", чтобы поддержать борьбу чеченцев и выступить против российской армии. Эти боевики собрались со всего мусульманского мира, приехали даже из немусульманских стран ? были сообщения о том, что в Чечне, помимо чеченцев, были захвачены литовцы и другие жители Центральной Европы. Один из лидеров чеченских боевиков, Хаттаб, приехал из Саудовской Аравии.
Во-вторых, ислам в Чечне стал более радикальным. До 1999 года чеченские женщины не часто носили паранджу, почти не было терактов-самоубийств, которым предшествовали бы чтения боевиками Корана с записью на видеопленку.
Для многих стран мусульманского мира война в Чечне стала священной войной. Иностранными боевиками в Чечне движет не столько стремление к установлению независимости Чечни, сколько желание расширить влияние исламского фундаментализма.
Чеченский конфликт и американская оккупацией в Ираке существенно различаются. Коалиция в Ираке приложила немало сил к тому, чтобы минимизировать жертвы среди гражданского населения. В Ираке не было массовых изнасилований и случаев мародерства, совершаемых военнослужащими ? по крайней мере, об этом не сообщалось. Между тем в Чечне, как свидетельствуют данные правозащитной организации Human Rights Watch, российские солдаты постоянно допускают подобные и иные нарушения прав человека. В Ираке не предпринимались попытки запугать население, тогда как российские солдаты делали именно это с помощью систематических зачисток. Кроме того, американские солдаты делают все возможное, чтобы помочь иракскому населению с водой, пищей и медикаментами.
В то же время между этими двумя горячими точками есть кое-что общее ? прежде всего, присутствие в них иностранных боевиков. Цели присутствия иностранных боевиков в Ираке и Чечне одни и те же: увеличить число жертв среди "оккупационных сил" и путем давления добиться их вывода. Так же, как и в Чечне, попытки сдержать поток иностранных боевиков путем перекрытия границ срабатывают не всегда. Россия требовала от Грузии взять под контроль ее северные границы, однако, несмотря на все усилия Грузии (при содействии США), иностранные боевики и оборудование продолжают поступать в Чечню: Панкисское ущелье в восточной Грузии остается коридором для поддержки чеченской борьбы.
В Ираке американцы добились некоторых успехов на границах с Сирией и Ираном, где американским солдатам удалось сократить количество проникновений. Однако к западу от Багдада (между Багдадом и Тикритом) лежит обширный район, где присутствие США ограничено ? там и закрепились иностранные боевики вместе с лоялистами Саддама. Так же, как и в Чечне, иностранные боевики в Ираке добиваются успехов при поддержке и помощи местного населения.
Но у США есть шанс не повторить опыт России. Россия пообещала, что за военной операцией последуют большие инвестиции в инфраструктуру и социальную жизнь республики. Однако качество жизни в Чечне упало с плохого до невыносимого. В результате чеченское население именует российские силы не освободителями или благодетелями, а угнетателями.
У США еще осталась возможность убедить иракцев в том, что коалиционная администрация желает добра им и их народу. Однако, если Америка не сможет удовлетворить насущные потребности населения ? в воде, еде, убежище и медикаментах ? и если Америка не проявит должного уважения к национальному и культурному достоинству иракцев, мы проиграем битву за сердца и умы иракского народа. Шансов на то, чтобы США не увязли в болоте, не много. И здесь потребуется не только кнут, но и пряник.