Надежда умирает последней. Руководствуясь этим русским выражением, акционеры ЮКОСа еще верили в возможность внесудебно договориться с российским правительством в споре о доплате налогов. Однако во вторник московский арбитражный суд заложил первый камень надгробия, которое когда-нибудь будет напоминать о концерне ЮКОС. Он объявил судебное решение о доплате налогов на сумму 2,8 млрд евро правомочным.
После вступления приговора в силу теперь ЮКОС в течение пяти дней должен уплатить всю сумму. Однако компания заявляет, что неспособна на это. По собственным данным, ЮКОС не располагает и 1,5 млрд долларов. Если не будет предоставлена отсрочка, то придется объявлять банкротство, замораживать имущество фирмы и по истечении трех месяцев продавать концерн.
Правительство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа, еще недавно заявил президент Путин. Вместе с министром финансов Алексеем Кудриным, который подтвердил, что между концерном и налоговыми органами идут переговоры об урегулировании, Путин тем самым упрочил надежду акционеров на полюбовное согласие.
Тот факт, что президент вынужден заявлять, что правительство не заинтересовано в банкротстве компании, которая еще год назад была самой успешной и крупной в стране, относится уже к странностям внутрироссийской политики. Удивительно также, что налоговые уловки, которыми пользовался ЮКОС, повсюду в российском энергетическом секторе являются обычным делом. Так что устраивать суд следовало бы не только над ЮКОСом.
Выбор бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко на должность председателя правления ЮКОСа подтверждает: правительство действительно не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа, но зато, судя по всему, заинтересовано в получении контроля над этой многообещающей компанией.