Председатель демократической партии "Яблоко" Григорий Явлинский требует условной амнистии приватизации 90-х годов в сочетании с единовременными выплатами, а также последовательной демократизацией общества.
- После парламентских и президентских выборов создается впечатление, что демократические силы в России исчезли. Что происходит с российским гражданским обществом?
- Оно сегодня в плохом состоянии. События последних лет основательно изменили условия. Это касается независимости СМИ, практически отсутствующего финансирования политических сил в стране, поскольку деловой мир запуган, в частности и делом ЮКОСа. Словесные нападки Путина на неправительственные организации тоже играют отрицательную роль в развитии этих групп.
- Смогут ли демократы, сможет ли ваша партия в таких условиях в 2008 году снова вернуться в парламент?
- В долгосрочной перспективе ситуация, конечно, изменится. Но в среднесрочной перспективе, до следующих парламентских выборов вряд ли что-нибудь сдвинется. Будет очень трудно снова вернуться в парламент. Сейчас мы ищем союзников в широком политическом спектре: на левом фланге мы говорим со всеми, кто осуждает сталинизм и большевизм как преступную идеологию. На правом фланге мы отказываемся сотрудничать с теми, кто ответственен за преступную приватизацию, дефолт 1998 года и войну в Чечне.
- Ваша партия получала финансовую помощь от бывшего главы ЮКОСа Ходорковского. Теперь это в прошлом. Как вы решаете свои финансовые проблемы?
- Мы не будем брать деньги у олигархических структур. Вместо этого мы создадим систему пожертвований и взносов, мы организуем партийную прессу.
- Вы участвуете в возглавляемом бывшим чемпионом мира по шахматам Гари Каспаровым Комитете-2008. Какую роль может этот комитет играть в России?
- Это полезная платформа для диалога различных политических партий. Там разрабатываются иногда правильные предложения и идеи. Например, Комитет поддержал наше мнение, что не нужно было участвовать в прошедших президентских выборах и отказал кандидату Ирине Хакамаде в поддержке.
- Как сегодня, когда ваша партия больше не представлена в парламенте, вы можете влиять на ход политических событий в России?
- Эти возможности сегодня в России, как и в любом авторитарном государстве, чрезвычайно ограничены. Однако, создавая центр притяжения для всех сил, которые хотят обсуждать ключевые вопросы, стоящие перед страной, мы сохраняем возможность ведения общественных дискуссий, хотя доступ к СМИ очень ограничен.
- Вы имеете в виду, прежде всего, телевидение?
- Телевидение полностью монополизировано, за исключением одной единственной программы на НТВ.
- Ходорковского и ЮКОС преследуют в судебном порядке. В чем, по вашему мнению, заключается суть проблемы?
- То, что сейчас происходит, совершенно естественно для системы, которая была создана в 90-е годы на основе преступной приватизации. Олигархические группы были созданы тогдашними правителями, причем очень часто использовались криминальные методы. По своей сущности, они снова и снова будут стремиться к власти и при этом использовать те же самые методы. Нынешние правители отказываются от принципиального решения. Вместо этого они осуществляют нападки на отдельных лиц и вступают на путь репрессий.
- Что вы предлагаете?
- Нам нужно законодательное решение. Так, должна произойти амнистия всех приватизационных сделок, которые состоялись в середине 90-х годов. За исключением тех, которые связаны с убийствами и нарушениями прав людей. При этом должно содержаться обязательство единовременной выплаты в качестве компенсации обществу. Еще одним пакетом законов необходимо создать прозрачную систему финансирования партий, а также общественное телевидение, которое бы не подчинялось ни государству, ни олигархам. Людей, которые участвовали в преступной приватизации, нельзя принимать в правительство. И, в третьих, должна произойти демонополизация. Такая концентрация экономической власти, как сейчас, недопустима.
- Вы критикуете Путина, потому что он, по вашему мнению, не продвигает нужные реформы. Что он делает не так?
- Речь идет о фундаментальных задачах, за которые сейчас нужно браться в интересах общества. Это, прежде всего, прощание с олигархической системой, создание независимых судов, независимой прессы и независимого парламента, контроль за спецслужбами и правозащитными органами. Однако российское руководство этим не занимается.