Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 июня 2006 г.

Хелен Купер | The New York Times

Дипломаты подталкивают Иран к скорому ответу на предложения по урегулированию

Дипломаты самых богатых стран мира в четверг выразили надежду к следующей среде получить от Ирана "внятный и содержательный" ответ по поводу пакета льгот, предложенного основными мировыми державами в обмен на свертывание деятельности по обогащению урана.

В заявлении министров иностранных дел развитых промышленных стран "большой восьмерки" впервые прозвучало упоминание о крайнем сроке для официального ответа Ирана. В заявлении говорилось: "Мы разочарованы отсутствием официальной реакции Ирана на это определенное предложение".

В заявлении говорится, что будет проведена встреча главного иранского переговорщика по ядерным вопросам Али Лариджани с верховным комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, который 6 июня представил предложения Ирану. Они встретятся в среду и, как сказано в заявлении, "большая восьмерка" надеется, что им удастся "привести дискуссию к скорому завершению".

Однако Иран не готов дать ответ в эти сроки. Президент Махмуд Ахмадинежад сказал, что его правительство откликнется не раньше конца августа. Вчера вечером министр иностранных дел Ирана подтвердил, что его страна не сможет дать ответ к следующей неделе, так как необходимо время до конца августа, чтобы проанализировать выдвинутые предложения и обсудить с Европой "двусмысленные" пункты.

После встречи Али Лариджани с Хавьером Соланой министры иностранных дел ключевых стран, выступивших с предложением по урегулированию (Китая, России, Великобритании, Франции, Германии и США), встретятся 12 июля в одном из городов Европы, пока точно неизвестно в каком, возможно в Париже. Они рассмотрят, может ли реакция Ирана способствовать принятию соглашения или им следует перейти к экономическим санкциям против Ирана. Об этом сообщил высокопоставленный представитель администрации Буша, говоривший на условиях анонимности во избежание вмешательства в дипломатический процесс.

Лидеры стран "большой восьмерки" - Британии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России и США - встретятся в Санкт-Петербурге 15 июля.

Призыв к Ирану, сформулированный в заявлении "восьмерки", прозвучал также со стороны Китая - единственной из стран, не входящих в G8, но выступивших с предложением к Ирану. Не называя точной даты, представитель министерства иностранных дел Китая в Пекине призвал Иран ответить на пакет предложений "как можно скорее", сообщает агентство Reuters.

Встречи представителей G8 обычно проходят очень скучно и завершаются принятием коммюнике и пресс-конференциями, на которых все стороны притворяются членами одной большой дружной семьи.

Однако в четверг все было иначе.

Участники встречи забыли отключить микрофоны во время официального обеда, поэтому журналисты могли слышать фрагменты дискуссии, большая часть которой представляла собой перебранку между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Кондолизой Райс, часто по поводу темных пунктов заявления.

В один из моментов эти двое повздорили из-за желания России включить положения о принятии "чрезвычайных мер" для "обеспечения безопасности дипломатов" в свете недавнего убийства в Ираке пятерых служащих российского посольства. Райс воспротивилась этому, сказав, что такая формулировка будет подразумевать, будто чрезвычайные меры не принимаются для защиты американских и иракских солдат.

"Это подразумевает, что сейчас такие меры не принимаются, а, как вы знаете, мы ежедневно теряем там наших солдат, и было бы оскорбительным предполагать, что мы не предпринимаем должных усилий", - сказала она.

Лавров ответил на это, что его предложение не содержит в себе критики. "Я не считаю, что в Ираке хорошо обстоят дела с безопасностью, особенно я не уверен в безопасности иностранных миссий, - сказал он. - Если вам неприятна такая формулировка, мы можем ее сократить".

В итоге они согласились, чтобы в тексте просто содержалось осуждение убийства россиян с добавлением, что "это трагическое событие подчеркивает необходимость улучшить ситуацию с безопасностью для всех в Ираке".

Не успели Райс и Лавров прийти к этому компромиссу, как они снова ринулись в бой - на сей раз из-за предложения Лаврова добавить слова о необходимости большей вовлеченности всего мира в политический процесс в Ираке. Райс немедленно возразила на это: "Мне кажется довольно странным требовать от мирового сообщества принимать больше участия в иракском политическом процессе, учитывая, что у них (в Ираке) демократическая выборная система".

"Я этого не предлагал, - ответил Лавров. - Я говорил не об участии в политическом процессе, а об участии мирового сообщества в поддержке политического процесса".

"Что это означает?" - спросила Райс.

Последовала продолжительная пауза. Затем слова Лаврова: "Я думаю, вы понимаете".

Райс: "Нет, не понимаю".

Этот спарринг продолжался до конца обеда и перекинулся на пресс-конференцию.

"Кондолиза Райс сказала, что она впервые побывала в Советском Союзе в 1979 году, и что она заметила - увидела перемены в нашей стране, - начал Лавров ответ на вопрос журналиста, никак с этим не связанный. - Я тоже впервые побывал в США в 1979 году, и я замечаю перемены, многие из которых мы бы очень хотели обсудить с нашими американскими партнерами".

Пока продолжался разговор на другие темы, Райс несколько минут молча дулась. Отвечая на следующий заданный ей вопрос о том, считает ли она, что Россия применяет к Европе энергетический шантаж, она отклонилась в сторону: "Сергей, когда и где вы были в США в 1979 году, что вы увидели столько перемен?"

"В Нью-Йорке", - ответил Лавров.

"А, в Нью-Йорке, - усмехнулась Райс. - Теперь понятно".

После того как Иран получил предложение об урегулировании, представители Тегерана продолжают говорить, что Иран никогда не откажется от своего права вести работы по обогащению урана, однако они отозвались об этих предложениях как о "позитивных".

Неизвестно, что произойдет после того, как ответ Ирана будет получен. Россия и Китай до сих пор сопротивлялись идее о вводе санкций СБ ООН против Ирана, на чем настаивают США и Великобритания. Франция и Германия занимают промежуточную позицию по этому вопросу.

Чтобы задобрить Москву, США согласились не включать фрагмент об экономических санкциях в письменную часть предложения об урегулировании Ирану.

Представители Буша продолжают выказывать оптимизм, считая, что если Иран отвергнет предложения, то Россия согласится утвердить санкции, но Россия продолжает подавать неопределенные сигналы.

Выступая во вторник перед иностранными дипломатами, Владимир Путин сказал: "Еще раз подчеркну: мы не намерены присоединяться к разного рода ультиматумам, которые лишь загоняют ситуацию в тупик, наносят удар по авторитету Совета Безопасности ООН".

На встрече в четверг представители России многозначительно разложили копии текста этого выступления на столе для журналистов.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru