На своем первом саммите с ЕС российский президент не пошел на уступки, но, тем не менее, вызвал симпатию
Несмотря на то, что саммит Россия-Евросоюз проходил в Сибири, в Ханты-Мансийске, его климат был существенно теплее, чем на предшествующей встрече в мае 2007 года, организованной гораздо южнее, на берегах Волги. Стало ли это результатом эффекта Медведева? Молодой российский президент, занявший этот пост семь недель назад, показался Жозе Мануэлю Баррозу "открытым и спокойным". Председатель Еврокомиссии отметил, что "акцент, сделанный Медведевым на необходимости укрепления правового государства, поможет нам вести конструктивный диалог по вопросам, связанным с правами человека". Помимо Баррозу, ЕС на саммите представляли действующий председатель, премьер-министр Словении Янез Янша, который во вторник передаст эстафету Николя Саркози, а также глава европейской дипломатии Хавьер Солана.
Однако, по сути, Дмитрий Медведев ни на шаг не отступил от линии его предшественника, а ныне премьер-министра Владимира Путина. Так, он осудил "очень тревожную тенденцию превращения евросолидарности в инструмент решения двусторонних проблем отдельных стран-членов ЕС". Он намекнул на Финляндию, у которой с Россией идет спор по поводу торговли лесом, а также на Польшу и Литву, вынудивших на полтора года отложить начало переговоров о новом партнерстве Россия-ЕС. Эти переговоры были официально начаты в пятницу, как и планировалось.
В Ханты-Мансийске центральное место в дискуссиях занимали вопросы безопасности, в частности Абхазия, ставшая причиной кризиса в российско-грузинских отношений. Канцлер Германии Ангела Меркель в среду в Берлине заявила, что "обеспокоена" укреплением отношений между Москвой и грузинскими сепаратистскими территориями, Абхазией и Южной Осетией. Дмитрий Медведев постарался успокоить своих европейских партнеров, заявив, что он противник любых "силовых методов решения" замороженных конфликтов. Из-за того, что накануне саммита Медведев принял в Москве президента Абхазии Сергея Багапша, режим которого не признает ни одно государство, сложилось впечатление, что он подливает масла в огонь. Грузия потребовала усиления вмешательства ЕС в урегулирование конфликта, однако вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что любая помощь будет приветствоваться при условии, что Брюссель не будет "ломать устоявшийся формат", позволяющий России размещать в Абхазии свои "миротворческие силы" под эгидой ООН.
"Сложные" переговоры
Президент Медведев по случаю саммита вновь высказал идею, выдвинутую им в прошлом месяце в Берлине: о заключении нового пакта безопасности с участием России, призванного со временем заменить собой НАТО. Европейцы благосклонно восприняли российскую инициативу организовать конференцию с участием 56 стран ОБСЕ (Европа, Центральная Азия, Северная Америка) и НАТО как организации.
Помимо этих дискуссий, главным официальным результатом саммита стал старт переговоров о новом партнерстве Россия-ЕС. Практически дипломаты начнут работу 4 июля в Брюсселе с обсуждения четырех "дорожных карт": внешней безопасности, единого экономического пространства, внутренней безопасности и блока наука-образование-культура. Энергия станет главной темой экономического блока. ЕС отстаивает принципы прозрачности, взаимности и отсутствия дискриминации. Это означает, как сказал один высокопоставленный чиновник ЕС, что, пока "Газпром" монополизирует газопроводы, взаимность остается пустым звуком. Все согласны в том, что эти переговоры будут "сложными". Мечту о завершении этих переговоров до окончания в декабре председательства Франции в ЕС, которую некогда лелеял Николя Саркози, считают несбыточной как в Брюсселе, так и в Москве.
Также по теме:
Эффект Медведева: симпатичный йог и фотограф (Обзор прессы)