Решение стран ОПЕК увеличить объем нефтедобычи было принято в удачное время для нового президента России: до выборов цены на нефть оставались высокими, обеспечивая России большие доходы. После принятия решения странами ОПЕК цены на нефть оказались под угрозой, и, вместе с ними, российский бюджет, пишет корреспондент.
Валютная выручка России на 75% формируется от продажи природных ресурсов - нефти, газа, древесины и металла. В этой связи любое колебание цен на мировом рынке напрямую затрагивает интересы Москвы. Например, когда два года назад цены на нефть, предусмотренные для России, упали ниже отметки в 10 долларов за баррель, в стране разразился финансовый кризис, обанкротилось множество банков, а у главной опоры системы - среднего класса в одночасье почва оказалась "выбита из-под ног".
Каждый доллар, на который падает среднегодовая цена Brent, уменьшает доходы российского бюджета на 850 млн. долларов. Две недели назад цена на нефть достигла своего рекордного уровня в 31,95 долларов за баррель. Сейчас эксперты считают, что скоро она упадет до 20 долларов. Если цены сохранятся на этом уровне в течение года и если Москва не сможет поднять собственную квоту продажи выше 850 млн. долларов, что маловероятно, то бюджет лишиться 18 млрд. долларов доходов.
За счет высокого уровня мировых цен на нефть правительство России могло финансировать войну в Чечне, своевременно выплачивать пенсии и зарплаты, т.е. иметь более весомые предвыборные аргументы. Сейчас этот источник истощается. Материальное положение населения начнет заметно ухудшаться. Маловероятно, что эти потери пропаганда сможет компенсировать мнимыми победами на Кавказе.
В финансировании предвыборной кампании Путина участвовали олигархи, контролирующие крупнейшие нефтяные компании: ?Сибнефть? (Березовский, Абрамович), ?Интерроснефть-Сиданко? (Владимир Потанин), ?Юкос? (Михаил Ходорковский), ?Лукойл? (Вагит Алекперов). Как пишет в своем исследовании журнал Foreign Affairs, методы, с помощью которых эти олигархи завоевывают нефтяной сектор, и не снились дельцам знаменитого дикого Запада.
Падение цен имеет и политические последствия. При цене ниже 25 долларов за баррель, проект нефтепровода Баку-Джейхан, задуманный в целях экспорта кавказской нефти в обход России, становится нерентабельным. В этой связи к проекту охладился энтузиазм заинтересованных американских кругов. Азербайджан, Туркменистан и Казахстан и дальше будут вынуждены экспортировать свою нефть по российским нефтепроводам, продолжая оставаться в зависимости от России. Грузия лишается перспектив, которые сулил ей статус транзитной страны. Так что решение ОПЕК, хотя и разрушает российский бюджет, но, одновременно усиливает влияние России на государства бывшего Советского Союза. И за это Путин должен благодарить ОПЕК.