Цель осуществленных Владимиром Путиным перестановок в министерствах обороны и внутренних дел заключается в укреплении президентской власти. Оба министерства временами проявляли строптивость по отношению к Кремлю. Путин намерен изменить эту ситуацию с помощью назначений, поставив во главе этих министерств своих политических союзников: Сергей Иванов назначен на пост министра обороны, и Борис Грызлов - на должность министра внутренних дел.
Этому шагу президента предшествовали шаги по ограничению власти руководителей регионов. При Борисе Ельцине они забрали у Кремля слишком много полномочий. Путин справедливо отобрал некоторые из них обратно.
Существует опасность, что президент может зайти слишком далеко. Он продемонстрировал свои авторитарные наклонности в обращении со СМИ. Сам бывший полковник КГБ, Путин выдвинул на высокие должности других бывших сотрудников КГБ, включая Иванова. Однако эту опасность не стоит преувеличивать. Бывшие сотрудники спецслужб не представляют собой единую силу, и в любом случае им придется бороться за влияние с другими влиятельными силами.
Иванову придется нелегко в военном министерстве, где генералы обеспокоены его планами урезания ассигнований, сокращения численности вооруженных сил и оптимизации командной структуры.
Вопрос в том, на что выделять больше средств: на РВСН или обычные силы. Несмотря на окончание холодной войны, ядерное лобби недавно начало одерживать победу в этом споре, даже несмотря на срочную потребность в модернизации обычных сил для их использования в Чечне и других горячих точках.
Уходящий с поста министра обороны маршал Игорь Сергеев делал все, чтобы отстоять интересы РВСН. Иванов пока не продемонстрировал своих намерений. Однако он должен рассмотреть возможность значительного сокращения ядерного компонента. Даже после сокращений, осуществленных за последние 10 лет, США и Россия обладают достаточным количеством боеголовок для гарантированного взаимного уничтожения. Планы Вашингтона по созданию ядерного щита могут нарушить этот баланс, однако сторонники системы ПРО не считают, что она способна отразить широкомасштабный ракетный удар со стороны России.
Напротив, потребность в модернизации обычных сил и принятии более эффективных мер по предотвращению конфликтов очень велика. Помимо Чечни, вдоль протяженной южной границы России есть и другие потенциальные очаги конфликтов. Претендуя на роль великой державы, Россия хочет также принимать участие в международных военных операциях, как, например, в Косово.
Тем не менее, прежде чем предпринять какие-либо шаги, Иванову следует провести проверку финансового состояния своей огромной империи. Без достоверной информации он не сможет принять правильных решений.
Западу не следует бояться российской военной реформы. Хорошо защищенная Россия, чувствующая себя в безопасности в своих границах, представляет меньшую угрозу, чем Россия, обеспокоенная обеспечением своей безопасности.