Михаил Ходорковский, находящийся в тюрьме нефтяной магнат и критик президента Владимира Путина, вчера совершил поворот на 180 градусов и выразил поддержку российскому лидеру. В Москве об этом рассказывает Джереми Пейдж.
Ходорковский пошел на сделку с Кремлем?
Похоже на то, хотя сказать наверняка невозможно. В статье, опубликованной вчера в российской финансовой газете "Ведомости", Ходорковский принимает покаянный тон и говорит то, что полностью противоречит его прежней позиции.
Это означает, что какая-то сделка была или вот-вот будет заключена.
До своего октябрьского ареста самый богатый человек России вел широкую кампанию против предлагаемого повышения налогов на российские нефтяные компании, в том числе его собственную, крупнейшую в России фирму ЮКОС.
Кампания включала в себя лоббирование и даже подкуп политиков в нижней палате российского парламента с тем, чтобы они выступали против законопроекта.
Это вызвало раздражение в Кремле и ускорило начало уголовного преследования.
Ходорковский был одним из самых сильных оппонентов Путина. Он ставил под сомнение законность претензий Путина на президентство и утверждал, что бывший сотрудник КГБ не демократ.
Но в своей вчерашней статье Ходорковский говорит прямо противоположное. Он пишет, что "Путин, наверное, не либерал и не демократ", но тем не менее "он больший либерал и демократ, чем 70% населения".
Он все равно должен предстать перед судом?
Да. Через пять месяцев после ареста Ходорковский по-прежнему находится в тюрьме, и ему предстоит суд по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В соответствии с российским законодательством, он имеет возможность ознакомиться с делом.
Предъявленные ему обвинения касаются неоднозначной приватизации российских государственных активов, в том числе его нефтяной компании, во время президентства Ельцина в 1990-е годы. Если суд признает его виновным, ему грозит лишение свободы на срок до 13 лет.
Многие россияне считают бизнесменов, подобных Ходорковскому, сколотивших состояния на приватизационных сделках, едва ли не ворами, укравшими то, что принадлежало народу.
Чего пытается добиться Путин?
Главная цель Путина - заставить крупный бизнес платить больше налогов. Он также хочет поднять авторитет центрального правительства через регулирование. Иными словами, он пытается заставить капитанов крупного бизнеса плясать под дудку Кремля.
Многие крупные российские компании используют офшорные или внутренние налоговые гавани, чтобы избежать уплаты налогов. Нефтяные компании вроде ЮКОСа или "Сибнефти", 92% которой принадлежат хозяину "Челси" Роману Абрамовичу, с 1990-х годов снизили свои налоги с 24% до 12-13%.
Кремль хочет вернуть часть этих денег, хотя компании не платили эти налоги абсолютно легально. Это произошло потому, что законодательство, введенное после гибели СССР, было слабым. Ныне Путин считает, что многие компании воспользовались этой слабостью и должны возвратить часть огромных состояний, которые они сколотили.
Еще одна огромная нефтяная компания, "Лукойл", уже согласилась выплатить государству значительные суммы, другие фирмы скоро, возможно, последуют ее примеру. По моему прогнозу, впоследствии появятся новые законы, устанавливающие более жесткий налоговый режим для крупных компаний.
Не исключено, что Путин хочет видеть на месте владельца ЮКОСа кого-то более послушного. Может быть, компанию даже купят иностранные инвесторы.
Однако никто не ждет, что Путин национализирует нефтяные компании, поскольку такой шаг вызовет ярость международного делового сообщества, что, в свою очередь, создаст угрозу экономическому росту и стабильности, которых Путин добился в последние три-четыре года.
Поддерживают ли позицию Путина простые россияне?
Многие поддерживают: хотя коммунистическое правление ушло в прошлое уже более 10 лет назад, они по-прежнему считают, что земля, полезные ископаемые и заводы принадлежат народу.
Эта точка зрения укрепляется из-за того, что мало простых россиян видят преимущества капиталистической системы в то время, как кучка избранных у них на глазах наслаждается всей его внешней атрибутикой.
Со своей стороны, многие бизнесмены, а не только горстка миллиардеров, выражают озабоченность. Они разбогатели незаконными путями или использовали пробелы в существующей налоговой системе и боятся, что подвергнутся преследованию следующими.
Дело Ходорковского сигнализирует, что Кремль опять контролирует ситуацию, оно может вдохновить провинциальных прокуроров на преследования не столь крупных бизнесменов.