"Революция тюльпанов" в Киргизии уже вызвала ударную волну нервозности в соседних республиках Центральной Азии.
По словам центрально-азиатских дипломатов и аналитиков американской разведки, авторитарные лидеры соседних государств вряд ли попытаются вставлять палки в колеса временному президенту и премьер-министру Курманбеку Бакиеву, взмывшему к власти в прошлый вторник, когда демонстранты штурмом взяли резиденцию свергнутого президента Аскара Акаева.
Наоборот, они уже сплачиваются вокруг Бакиева, опасаясь, что гражданская война или, хуже того, радикальный исламский фундаментализм выйдут из-под контроля в маленькой Киргизии, бедной республике с населением в 5 млн человек.
Президент Нурсултан Назарбаев, заслуженный лидер огромного, богатого нефтью Казахстана, уже говорил с Бакиевым по телефону и обещал ему свою поддержку. В то же время находящиеся под контролем государства СМИ Казахстана выдают минимум информации о драматичных событиях в Киргизии и, похоже, намерены приуменьшать их значение.
"Это может показаться невероятным, но большинство жителей Казахстана понятия не имеет о недавних событиях в соседней стране, Киргизии", - писал в понедельник в Eurasia Daily Monitor эксперт вашингтонского аналитического центра Jamestown Foundation Марат Ермуканов.
В понедельник же, всего через четыре дня после "революции тюльпанов" в Киргизии, городской суд столицы Казахстана Астаны признал незаконной деятельность радикальной "Хизб ут-Тахрир", или "Партии освобождения", на том основании, что она представляет угрозу целостности страны.
Соседний Узбекистан запретил "Хизб ут-Тахрир" в прошлом году и утверждает, что она несет ответственность за теракты, в результате которых погибло как минимум 50 человек. Аналитики американской разведки считают эту организацию костяком наиболее опасной сети радикальных исламистов в Центральной Азии. Но до сих пор власти Казахстана, которые держатся на плаву благодаря процветанию за счет нефти, не разделяли эту точку зрения. "Революция тюльпанов" быстро изменила их взгляды.
Вряд ли простым совпадением является то, что активисты "Хизб ут-Тахрир" были в первых рядах демонстрантов в южных городах Киргизии - Оше и Джелалабаде, - ставших эпицентрами массовых протестов, закончившихся свержением Акаева.
У Казахстана есть еще один повод нервничать. На конец года назначены президентские выборы, и предполагалось, что президент Назарбаев, поддерживающий мир, правопорядок и беспрецедентную стабильность в этой огромной стране, без проблем будет избран на новый срок. Но возмущение по поводу фальсифицированных парламентских выборов в Киргизии и легкость, с которой удалось аннулировать их результаты, вслед за похожими событиями на Украине, сделавшими президентом Виктора Ющенко после повторного голосования во втором туре, создают неприятный для них прецедент в непосредственной близости.
Кроме того, Акаев был ближайшим союзником Назарбаева, писал Ермуканов. В 1998 году Акаев даже женил своего старшего сына Айдара на дочери Назарбаева Алие. "Недавно созданная коалиция оппозиционных сил "За честный Казахстан" видит в киргизском восстании возможность активизировать свою деятельность", - добавил Ермуканов.
Киргизская революция может непосредственно повлиять на ситуацию в Узбекистане. Этнические узбеки составляют большинство на юге Киргизии, принимавшем самое активное участие в акциях протеста, закончившихся свержением Акаева. А президент Ислам Каримов правит железной рукой. Неудивительно, что "Хизб ут-Тахрир" представляет здесь более серьезную проблему, чем в Казахстане или Киргизии.
Таджикистан может оказаться еще менее устойчивым. После распада СССР 80 тыс. человек погибло в ходе яростной гражданской войны, закончившейся только в 1997 году. Российские федеральные войска тогда поддерживали правительство, а исламские экстремисты помогали кланам с обеих сторон. В конце февраля в Таджикистане тоже прошли парламентские выборы, на которых около 75% голосов получила правящая партия президента Эмомали Рахмонова. Западные наблюдатели критиковали эти выборы за несоответствие демократическим стандартам.
Сторонники демократии с Украины и из Грузии активно действуют в Киргизии. На прошлой неделе, когда события в Бишкеке достигли кульминации, Ющенко, находившийся с визитом в Узбекистане, сильно озадачил принимающую сторону, призвав к быстрому введению норм западной демократии во всем регионе.
Но после того как ящик Пандоры открыт, предугадать или контролировать то, что появится из него, невозможно. Как передавал во вторник из Бишкека корреспондент Times Джереми Пейдж, события в Киргизии "показывают, что центрально-азиатские лидеры не могут рассчитывать на поддержку своих старых российских и новых западных покровителей. Они не могут искать поддержку и друг у друга".
Дело, конечно, не в том, что лидеры вроде Каримова и Назарбаева хотят навредить друг другу или Бакиеву, совсем наоборот. Они хотят, чтобы каждый из них стабильно оставался у власти, но не имеют возможности этого добиться, поскольку не могут считать гарантированным даже собственное пребывание у власти.
Предположение, что революция в Киргизии и вероятные будущие революции по соседству с ней автоматически приведут к власти стабильных, с точки зрения США и ЕС, лидеров, подобных Ющенко или президенту Грузии Михаилу Саакашвили, остается недоказанным. "Хизб ут-Тахрир" и другие, еще более мрачные организации, затаились на флангах и готовы оспорить эти сценарии.
Сайт IslamOnline.net справедливо отмечал в воскресенье: "Мало что известно о силах, спровоцировавших волну перемен, охвативших Киргизию". Сайт задал ряд вопросов: "Пришло ли наконец время скинуть центрально-азиатских тиранов и деспотов, рассказать страшную правду об их режимах? Какую роль будет играть возрождение ислама в борьбе с тяжелым наследием этих правительств и их российских покровителей? Присутствуем ли мы при рождении "эпохи революций"? Наконец, возродится ли исламское наследие, традиционное для этих стран, вытеснив чужеродное наследие российских колонизаторов - ненависть и недоверие к исламу?"
Пока нет ответа ни на один из этих вопросов.