Лишь 16 месяцев назад реформаторы одержали триумфальную победу. Что произошло?
Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает жестокий разгром демонстраций, протестующих против его победы на выборах, которую в мире осудили как мошенническую, но некоторым наблюдателям представляется, что последний диктатор Европы напуган. Он появился перед соотечественниками только во вторник и уже отложил назначенную на ближайшую пятницу инаугурацию. Но если Лукашенко действительно чувствует себя загнанным в угол, он может найти утешение в недавних выборах у соседей, на Украине, где как минимум треть электората по-прежнему поддерживает все того же постсоветского автократического лидера и фаворита Москвы, которого избиратели отвергли всего 16 месяцев назад.
Как знать, может быть, в один прекрасный день и Лукашенко вернут во власть посредством честных выборов - как он пришел во власть в 1994 году. В конце концов, множество людей всегда предпочтут гарантированную пайку и порядок неразберихе и ненадежности свободы. Этим в значительной мере объясняется удивительная живучесть и возвращение бывшего премьер-министра Украины Виктора Януковича, который проиграл на выборах в декабре 2004 года реформатору Виктору Ющенко: люди взбунтовались против откровенно сфальсифицированных результатов и без насилия продемонстрировали силу народа. На прошедших в выходные парламентских выборах Партия регионов (ПР) во главе с Януковичем вышла в лидеры, набрав 31% голосов, тогда как "Наша Украина" (НУ), возглавляемая Ющенко, заняла унизительное третье место.
Впечатляющий успех Януковича, может быть, удивил Запад, полагавший, что его время и ориентированная на восток программа стали достоянием истории, но не его самого. В последние полтора года он переделывает себя, пригласив западных политтехнологов вместо того, чтобы тратить деньги на беспомощных российских советников. Он стал открытым для СМИ, приглушил свою преданность Москве, подчеркивая при этом необходимость сближения с Европой "вместе с Россией". Он также пообещал облегчить бремя высоких цен на газ, вернувшись в Единое экономическое пространство с Россией.
На протяжении тех же 16 месяцев после победы "оранжевой революции" новый режим президента Ющенко и его премьер-министра, яркой Юлии Тимошенко, выполнил многие свои обещания, но одновременно погряз во внутренних склоках и взаимных обвинениях в коррупции. С одной стороны, бизнес получил облегчение налогового бремени и снятие множества бюрократических преград, простым людям повысили зарплаты и пенсии, а свобода слова и законность обеспечили проведение свободных выборов. Но эти достижения подрывали периодические нехватки топлива и продовольствия, а также растущая инфляция.
Еще больший ущерб принесли обвинения - с которыми президент так и не сумел убедительно разобраться - что сын Ющенко Андрей расплачивался за красивую жизнь, шикарные автомобили, роскошную квартиру и дорогостоящие вечеринки доходами от бизнеса на символике "оранжевой революции": якобы товарный знак зарегистрирован на его имя и товары под этим брендом расходились как горячие пирожки. Прошлым летом Ющенко лишь усугубил ситуацию, напустившись на 25-летнего журналиста Сергея Лещенко, написавшего разоблачительный материал о сыне. "Самое удивительное, что сам Ющенко был соавтором моей статьи, но так этого и не понял, - сказал мне тогда Лещенко. - Лишь благодаря его "оранжевой революции" журналист на Украине теперь может написать такую статью и остаться в живых".
Самый сильный удар был нанесен в сентябре, когда Ющенко и Тимошенко начали обвинять друг друга в предательстве идеалов революции. Вся "оранжевая" администрация рухнула в два дня: Ющенко уволил Тимошенко, а затем и ее приближенных, участвовавших с ней в словесной войне.
"Оранжевая" коалиция рухнула, и это отразилось на результатах выборов, где партия Тимошенко заняла второе место. Новый парламент оказался таким же расколотым, как и общество, что, помимо прочего, подтверждает честность выборов. Поскольку ни одна партия не получила большинства, по всей вероятности, будет сформировано коалиционное правительство, построенное на сделках и компромиссах.
Это доказывает и то, насколько хаотичной бывает демократия. В Белоруссии, за несколько дней до того как Лукашенко приказал спецназу встретить мирную демонстрацию людей с цветами и разноцветными воздушными шариками дубинками, слезоточивым газом и шумовыми гранатами, я случайно услышал слова западного наблюдателя. Этот человек, кажется итальянец, восхищался безупречной организацией выборов: все так четко, прямо как в Швейцарии, восторгался он. Да, конечно, порядок восхищает: при Муссолини поезда ходили по расписанию, чего не дождешься в Италии при демократии. Такова вечная проблема: при демократии царит хаос, при диктатуре - порядок и благоговение. Как на кладбище.