Вчерашние теракты в московской подземке "вернули страх в жизнь рядовых россиян" и показали, что избранная Кремлем стратегия подавления исламистского повстанческого движения "неудачна", пишет The Times.
Если версия о "чеченском следе" подтвердится, это будет "особенно болезненный удар", считает журналист Тони Хэлпин. В апреле прошлого года в Чечне был снят режим контртеррористической операции, а в минувшую пятницу полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин представил Дмитрию Медведеву проект создания в регионе туристического кластера. Между тем в феврале 2010 года лидер чеченских сепаратистов Доку Умаров заявил: "Кровь больше не будет литься только в наших городах и селах. Война придет в их города".
Корреспондент The Times считает взрывы "прямым вызовом Медведеву", на которого теперь будут давить, с тем чтобы он "подражал своему предшественнику Владимиру Путину, в 1999 году начавшему в Чечне беспощадную войну с сепаратистами". В сложившейся ситуации задача Медведева - соблюсти баланс между возникшим в обществе запросом на применение "карательных мер" против сепаратистов и необходимостью "избежать разжигания ненависти в регионе", поскольку жестокие репрессии могут "загнать в стан мятежников еще больше юношей и девушек", пишет Хэлпин.
Избранная прежним президентом РФ Владимиром Путиным тактика "чеченизации" конфликта, в рамках которой борьба с террористами была поручена президенту республики Рамзану Кадырову, принесла некоторый успех, однако в то же время привела к вытеснению части повстанцев в соседние Дагестан и Ингушетию. Дополнительным стимулом для активизации сепаратистов послужило решение Дмитрия Медведева признать независимость Абхазии и Южной Осетии, продолжает The Times.
Автор статьи убежден, что взрыв на станции метро "Лубянка" был направлен против Федеральной службы безопасности, которая занимается поиском и устранением лидеров террористов, не гнушаясь при этом "похищениями, жестокими методами допроса и даже казнями" среди населения Чечни. Не столь очевидны для него мотивы, по которым для второго взрыва была избрана станция "Парк культуры". Хэлпин отмечает ее близость к зданию российского МИДа и тот факт, что в час пик это одна из самых загруженных точек московского метрополитена, который сам по себе является "в высшей степени символичной целью" для подобных акций, поскольку был заложен при Иосифе Сталине, в 1944 году отдавшем приказ о депортации чеченцев.
"Очевидная легкость, с которой бомбисты смогли проникнуть в подземку, вызовет тревогу у властей и общественности", причем полностью исключить подобные теракты в будущем "практически невозможно", отмечает автор статьи. В заключение он предостерегает, что у чеченских террористов будет большой соблазн напомнить о себе во время празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне, которое пройдет в Москве в мае.