Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 мая 2005 г.

Алекс Родригес | Chicago Tribune

Замалчивание мрачных страниц прошлого

Российские лидеры хотят, чтобы молодежь испытывала чувство национальной гордости, поэтому автор одного из учебников истории замалчивает такие спорные темы, как Холокост, ГУЛАГ и Чечня.

Россияне помнят блокаду Ленинграда - жесточайшую блокаду войсками нацистов второго по величине города в России, которая длилась 872 дня и во время которой погибло 1,7 млн человек, - как темный и очень трудный момент своей истории. Однако в одном из самых популярных в российских школах учебников истории этому событию посвящено только одно предложение: "Немецкие войска устроили блокаду Ленинграда".

В учебнике Никиты Загладина есть и другие вопиющие пробелы. Вообще ничего не упоминается о Холокосте. В учебнике едва признается такой факт, как существование трудовых лагерей ГУЛАГа.

Учебник лишь вскользь упоминает конфликт в Чечне, уместив важнейший эпизод в современной российской истории в семь абзацев.

Для некоторых российских академиков склонность Загладина к замалчиванию темных моментов российской истории стала поводом для того, чтобы сделать его учебники самыми распространенными в российских школах.

В последние годы власти все сильнее стремятся разжечь в россиянах патриотический пыл, часто путем умалчивая о темных моментах прошлого.

Иосиф Сталин возглавлял кровавый режим, который погубил миллионы россиян. Но, когда страна праздновала 60-летие разгрома фашистской Германии, Сталин вновь оказался в центре внимания. В начале мая в якутском городе Мирном был воздвигнут памятник Сталину, на церемонии открытия памятника Сталина назвали "великим сыном России, который отдал людям все, что у него было". Власти города Орла недавно обратились в правительство за разрешением переименовать улицу в своем городе в честь Сталина.

Особенно велико желание властей заниматься воспитанием чувства национальной гордости у учащихся российских школ.

Президент Путин на встрече с историками в Российской государственной библиотеке в конце 2003 года сказал о том, что учебники должны воспитывать в молодых людях чувство гордости за свою историю и свою страну.

Месяц спустя Путин попросил Российскую академию наук в кратчайшие сроки пересмотреть учебники истории.

В то время в школах чаще всего использовался учебник Игоря Долицкого "Национальная история: ХХ век". Учителя любили этот учебник за то, что в нем откровенно обсуждались чувствительные темы, такие, как сталинские репрессии, Чечня и антисемитизм в России.

На страницах своего учебника Долицкий не боялся обсуждать Путина, провоцируя учеников на дискуссию о том, можно ли рассматривать бывшего полковника КГБ как авторитарного лидера.

Официальные лица министерства образования поспешили претворить в жизнь рекомендации кремлевского лидера и внезапно изъяли из школьной программы учебник Долицкого - это после того, как министерство давало "зеленый свет" этому учебнику семь лет подряд.

"Они сказали, что моя книга "очерняет" российскую историю, - заявил Долицкий в одном из последних интервью. - Это был первый случай запрета учебника в школах за 25 лет".

Позже издатель Долицкого сказал ему о том, что власти вывело из себя описание таких исторических событий, как пакт о ненападении Сталина-Гитлера 1939 года, советская оккупация стран Балтии, казнь тысяч польских офицеров агентами российских разведслужб в Катыни в 1940 году, сталинская депортация чеченцев в Казахстан в 1944 году.

"Им не понравились разделы, посвященные сталинскому режиму, а также пребыванию Путина у власти, - сказал 51-летний Долицкий. - Они не обратили внимания на главы о Хрущеве и Горбачеве".

Дмитрий Ермольцев, московский учитель, который пользовался на уроках учебником Долинского, считает, что попытки Кремля сгладить историю на самом деле отражают нежелание нации извлечь опыт из темных моментов своей истории.

"Россияне не любят, когда критикуют историю их страны, так как в таких случаях они испытывают чувство унижения. Перекраивая курс истории и учебники от истории, они таким образом избавляют себя от чувства дискомфорта. И Путин реагирует на такое настроение общества".

Долицкий, который преподает в московской частной школе, говорит о том, что его ученики проявляют мало интереса к лекциям о нарушениях прав человека или о сталинских репрессиях. Недавно, когда он пытался устроить в классе дискуссию о тех жертвах, которые Советский Союз понес в годы Второй мировой войны, - о 26 млн человек, - ученики не проявили к этому никакого интереса.

"Их реакцией было: "Пусть хоть 100 миллионов - нас это не интересует", - сказал Долицкий. Гораздо больший интерес учеников вызвала информация учителя о том, сколько танков и самолетов потеряли воюющие стороны.

"Это произвело на них впечатление, - сказал Долицкий. - Их не интересовали жизни людей, но их интересовала техника".

Загладин придерживается совсем другого взгляда на историю, чем Долицкий. Он согласен с Путиным - учебник истории должен вселить в ученика чувство гордости за Россию. Он не должен вызывать неприятных чувств и заставлять испытывать стыд.

"Если молодой человек оканчивает школу и чувствует, что все в его стране плохо, то это готовый кандидат в эмигранты, - сказал Загладин в интервью по телефону. - Учебник должен воспитывать патриотов. Необходимо показать российской молодежи, что развитие промышленности в сталинскую эпоху было успешным, а репрессии и террор не затрагивали все население".

Загладин признает, что в своем учебнике он допустил ошибки. Он говорит, что едва упомянул о блокаде Ленинграда потому, что в учебнике было мало места, но признает, что это было ошибкой с его стороны.

Он говорит, что ему следовало бы включить в учебник материал о Холокосте. "Я решил не писать об этом потому, что, если бы я упомянул о Холокосте, то я должен был бы подробно описать другие репрессии. И у меня в учебнике было мало места".

Несмотря на такие замалчивания учебника, у книги Загладина есть свои почитатели. Ирина Сафанова, учитель из 818-й московской школы, назвала учебник "очень спокойной книгой, которая пытается избежать шокирующих высказываний и крайностей. Это сильная сторона книги. Учебник истории не должны осуждать. Важно не провоцировать чувство стыда в учениках".

Критики Загладина говорят, что у учеников и не нужно вызывать чувство стыда, просто нужно пролить для них свет на темные главы российской истории, особенно в стране, где много лет правда скрывалась.

"Согласно опросам, большинство россиян все еще считают, что Сталин сыграл положительную роль в российской истории, - говорит директор Музея Андрея Сахарова, Юрий Самородов. - И проблема в том, что наши школы не пытаются изменить такое отношение".

Источник: Chicago Tribune


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru