Если судить по одним только макроэкономическим и финансовым показателям, российская экономика пребывает в добром здравии: высокие темпы роста, бюджетные излишки и положительное сальдо платежного баланса, значительные валютные резервы. Но все больше экономистов встревожены последними тенденциями в Российской Федерации.
"Показатель роста в 7,1% несколько разочаровывает, - отмечают эксперты из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). - Его следует сопоставить со средним показателем роста, зафиксированным в других странах бывшего Советского Союза". И первый триместр был отмечен новым замедлением: прирост ВВП составил лишь 4,9%.
"С 1999-го по 2004 год ВВП и промышленное производство выросли примерно на 40%, в то время как инвестиции и потребление население выросли соответственно на 70 и 50%", - напоминает Татьяна Эсану, экономист BNP Paribas. Эти исключительные показатели во многом являются результатом взлета цен на сырье, который послужил допингом для экспорта (183 млрд долларов в 2004 году) и стимулировал внутренний спрос.
"Вмешавшись в работу валютного рынка, чтобы превратить в рубли большие массы инвалютных поступлений, Центробанк не только аккумулировал валютные резервы, но и способствовал экспансии денежной массы, а следовательно, и процессу ремонетизации российской экономики", - подчеркивает Эсану. Ключевую роль сыграли стремительное повышение заработной платы и доходов населения, что породило беспрецедентный бум потребления. Потребление, подстегнутое также смягчением бюджетных ограничений, стало настоящим "мотором" роста.
Источник беспокойства. В то же время приток инвестиций продолжает замедляться. Если в 2003 году он вырос на 12,5%, в 2004 году прирост составил только 10,9%, а в первом триместре 2005 года - лишь 7,6%. "Ухудшение условий для предпринимательства выступает в качестве главного фактора, затормозившего приток инвестиций, в частности, в нефтяном секторе, - отмечает Эсану. - В то же время оно привело к усилению бегства капиталов". По данным российского Центробанка, вывоз капитала (в том числе нелегальный), снизившийся с 25 млрд долларов в 2000 году до 2,3 млрд в 2003 году, в 2004 году вырос до 9,4 млрд долларов.
Эксперты ОЭСР тоже указывают на весьма негативные для российской экономики последствия ухудшения предпринимательского климата, символом чего стали судебные злоключения нефтяной компании ЮКОС. Увы, отмечает ОЭСР, "вместо того, чтобы возместить ущерб, нанесенный недавними событиями и провести реформы, способные увеличить потенциал промышленного роста, российские власти склонны прибегать к краткосрочным бюджетным мерам для стимулирования внутреннего спроса".
Что касается проведения "проциклической" (направленной на ускорение роста) бюджетной политики, направленной на достижение поставленной цели - удвоить ВВП за десять лет, то она, по мнению ОЭСР, вызывает беспокойство по поводу устойчивости показателей роста в среднесрочном плане. Таково мнение Эсану. По ее словам, выходом из положения могли бы быть сохранение высоких цен на нефть и повышение расходов бюджета, что, несомненно, поддержало бы внутренний спрос и обеспечило уровень роста порядка 5 - 6% в год. В то же время "успех политики перераспределения нефтяной ренты между отраслями индустрии представляется неочевидным. И окончательный переход России от логики преодоления отставания к логике развития и модернизации еще далеко не достигнут".