Сегодня, как никогда, основная концепция, на которой строится американская внешняя политика, заключается в том, что безопасность страны укрепляется распространением демократии. После 11 сентября 2001 года идея сводится к тому, что безопасность зависит от демократизации в государствах, имеющих весьма слабую традицию народовластия или не имеющих ее вовсе.
Но политика продвижения демократии - это острая коса, которая может повергнуть не только людей, на которых "косарь" нацеливает свой инструмент. Во время скомпрометированных выборов на Украине российский президент Владимир Путин дважды выступал в поддержку кандидата, извлекшего выгоду из обмана, насилия и других нарушений цивилизованных норм - инцидентов, похоже, скрепленных подписью Путина.
По поводу Украины госсекретарь Колин Пауэлл заявил: "Мы не можем признать результат легитимным, поскольку он не отвечает международным стандартам, поскольку не проведено расследование многочисленных и достоверных сообщений о махинациях и нарушениях".
То же самое верно и в отношении переизбрания президента Путина в нынешнем году. Президент Буш три года назад заявил, что понял суть души Путина; эта суть сформировалась за 15 лет службы в КГБ, но Бушу понравилось то, что он увидел. "У нас много общих ценностей". События в России не охладили пыл президента, не раз повторявшего, что "свобода на марше".
Путин стоит на пути этого марша в России, где он вывел из игры неугодные партии, взял под контроль СМИ и использует судебную систему для запугивания потенциальных соперников, посягающих на его власть и авторитет в обществе. Теперь Кремль, во время президентской кампании дававший указания украинским государственным СМИ, по-видимому, решил экспортировать путинизм в сопредельные страны.
Путин называет голосование за Виктора Януковича "убедительной" победой над Виктором Ющенко. Последний набрал 46,61% голосов, бросив вызов авторитарному режиму, который поддержал Януковича, выступающего за сближение с Россией в стиле других "управляемых демократий" в кругу бывших советских республик. Ющенко стоит за вступление Украины в Европейский союз и, может быть, в НАТО.
Преступления против Ющенко в ходе избирательной кампании зашли дальше множества случаев насилия, запугивания и махинаций с бюллетенями. Financial Times пишет: когда Ющенко появился перед толпой своих сторонников в Киеве и его лицо крупно показали на большом экране монитора, одна из женщин воскликнула: "Какой ужас! Он был такой красивый". Оспины и рубцы на лице - результат отравления, признаки которого проявились через несколько часов после обеда с главой украинской спецслужбы.
Попытка России контролировать судьбу Украины отчасти является отголоском распада советской империи. Желание России втянуть Украину в сферу своего влияния - вековая тенденция. Новым импульсом стало превращение слова "Европа" из географического в политическое понятие и отвращение, которое оно вызывает у Путина.
В заслуживающей восхищение критике украинских выборов Европейский союз формулирует определенные принципы гражданской гигиены, присущие европейской идентичности. Если ЕС примет Турцию, Европа будет граничить с Ираком. А если со временем туда вступит Украина, граница Европы окажется в 250 милях от Москвы.
Хрестоматии европейской литературы включают в себя Пушкина, Чехова, Достоевского и Толстого, но это не решает проблему идентичности России, ее отношений с Европой. Шарль де Голль говорил о Европе, простирающейся от Атлантики (иногда - от Ла-Манша) до Урала. Но значительная часть России, имеющей восемь часовых поясов, находится восточнее.
Украина независима уже 13 лет - столько же времени прошло в Америке между провозглашением Декларации независимости и выборами первого президента, когда национальное единство было под сомнением. Разговоры об отделении идут в восточной части Украины, ориентированной на Россию.
XIX век был отмечен консолидацией государств - США, Германии, Италии, Бельгии и так далее. В последнее время центростремительные силы религии, этноса и языка спровоцировали события в бывшей Югославии, Ираке, бывшем СССР и других местах. Украина, где на западе процветают католичество и украинский язык, а на востоке - православие и русский, пожалуй, является новым кипящим котлом.
Соединенные Штаты, чья внешняя политика стала заложницей январских выборов в Палестинской автономии и Ираке, на Украине столкнулись с задачей, превышающей их силы. Как сказал на митинге сторонников Ющенко герой освобождения Польши Лех Валенса, Польша поддерживает вас, но вы должны сделать это сами.
Проблемой Украины и других соседей России, в тревоге следящих за событиями, является Путин. Может быть, госсекретарь Пауэлл широко взмахнул косой в сторону Москвы, когда заявил, что коррумпированные выборы не способны создать легитимное правительство.