"Я чувствую силу, энергию и желание предложить другое видение Франции. Я хочу сделать из нее страну, в которой все может стать возможным". Николя Саркози со вчерашнего дня кандидат на пост президента. Никто в этом не сомневался в последние три года: не доставало лишь официального заявления для страны. Теперь все встало на свои места. Сайт газеты Libération опубликовал интервью, которое появится сегодня в большинстве региональных изданий. Условия, в которых это интервью появилось, не слишком прозрачны, но Libération обогнала всех. Но за всей этой историей проявляется и соперничество между Саркози и Сеголен Руаяль. Сегодня кандидат от Соцпартии отбывает на Ближний Восток, и этим своим визитом она хотела посоперничать с Саркози на медийной авансцене. Но, опередив сообщение о поездке соперницы, Саркози отбил удар.
Началась предвыборная схватка между двумя соперниками. Оба они проявляют повышенное внимание к настроениям общественного мнения, проводят опросы, прежде чем совершить очередной шаг или выдвинуть новые формулировки. Если кандидат от социалистов выступает за "прогресс для всех, уважение каждого", то министр внутренних дел проповедует "доверие и уважение, веру в данное слово и уважение к каждому французу в отдельности". Слоган против слогана, имидж против имиджа. Руаяль представляет страну как отправную точку для социального пакта, который связывает французов, а Саркози предлагает переделать Францию в "пример для всего мира". Сеголен призывает товарищей по партии не бояться новых идей, Саркози призывает "правых республиканцев и центр открыться новым идеям, чтобы все французы могли узнать себя в нас". Дуэль формулировок и фраз, и так будет продолжаться, по меньшей мере, до начала настоящей кампании, иными словами, до января-февраля. Этот "сборник рецептов" вызывает критику со стороны противников обоих кандидатов, которые обвиняют их в популизме и демагогии. Но по политическим вопросам оба кандидата не скрывают своего желания говорить простым языком "то, о чем думает народ". Министр внутренних дел заверяет, что никогда не отказывался от своих идей, в частности от "разрыва". Французы требуют перемен, говорит он, и он хочет осуществить их. Он даже нашел слоган, который может сработать: "Спокойный разрыв".
Явный намек на слоган Франсуа Миттерана в 1981 году ("Спокойная сила"), способ отнять у левых тематику изменений: "Я не консерватор, поэтому верю в движение". Саркози не боится противоречия между государственным управлением и предвыборными обещаниями: "Я могу быть преданным своей истории, гордым за мои достижения, я могу предложить другой путь на предстоящие пять лет".
Саркози будет избран своей партией 14 января и немного позднее, как он сам сказал, покинет правительство. Другие политические деятели могут попытаться ставить ему палки в колеса, но его популярность среди активистов Союза за народное движение не оставляет пространства для злопыхателей. Но в большей степени, чем Сеголен Руаяль, Саркози должен опасаться друзей Жака Ширака, которые, как кажется, не намерены сдаваться, о чем свидетельствуют заявления премьер-министра Доминика де Вильпена и других преданных сторонников главы государства.
Но сам президент колеблется. Иногда его захватывает идея уничтожить своего мятежного сына, иногда он начинает закулисные действия, как, например, он поступил на прошлой неделе, чтобы успокоить умы и призвать своих сторонников не проявлять разногласия на публике. Несмотря на то, что карьера Ширака клонится к закату, он продолжает играть ключевую роль в стане правых центристов: от его отношения к Саркози будет зависеть исход президентских выборов.