"Лукойл", вторая по величине российская энергетическая компания, почти уверен в том, что сохранит контракт стоимостью 6 млрд долларов на разработку гигантского нефтяного месторождения Западная Курна в Ираке, подписанный при Саддаме Хусейне, заявил вчера вице-президент компании Леонид Федун.
В интервью FT Федун сказал: "Странно было то, что у нас возникли проблемы после того, как мы отказались работать с режимом Саддама Хусейна, а новая администрация попыталась оказать на "Лукойл" некоторое давление. Но мы сумели показать, что контракт остается законным, и выдавливать нас из него было бы экономически невыгодно".
Ожидается, что эта тема будет обсуждаться с Ибрагимом Бахр аль-Улумом, министром нефти Ирака, которого российское министерство энергетики пригласило в Россию на этой неделе. По словам Федуна, если возникнет такая необходимость, генеральный директор "Лукойла" Вагит Алекперов поедет в Ирак, чтобы завершить сделку.
Эти заявления резко отличаются от звучавших в этом году угроз "Лукойла" привлечь иракское руководство к суду, если оно не выполнит контракт.
Федун заявил, что "Лукойл" может начать работы почти немедленно, даже при нынешней ситуации в Ираке. "Обстановка очень сложная, и она долго останется такой", - сказал он.
Компании Royal Dutch/Shell, BP и ExxonMobil, которые хотели бы добраться до огромных нефтяных запасов Ирака, говорят, что не могут начать работу, пока Ирак не станет менее опасным, а у власти не окажется законно избранное правительство.
По словам Федуна, "Лукойл" может начать производство через два года. Он отметил, что у "Лукойла", в отличие от его зарубежных конкурентов, много сотрудников-мусульман, и это может уменьшить трения между зарубежной нефтяной компанией и местным населением.
Генеральный директор иракского министерства нефти Тамир Гадхбан в октябре заявил, что все контракты, переговоры о которых велись с прежним режимом, будут пересмотрены и переданы иракскому правительству, как только оно будет создано.
Но Федун уверен в том, что "Лукойл" сохранит свой контракт. "Наш министр иностранных дел занял очень сильную позицию, и мы благодарны Путину за то, что его позиция не допускает разночтений. Мы думаем, что новые оккупационные власти внимательно изучили контракт. Вопрос в том, нужны ли Ираку нефть и деньги, потому что единственный проект, который может увеличить приток денег, это проект "Лукойла".
Он добавил, что американо-российские отношения в области энергетики крепки. Президент Путин, сенатор от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер и Алекперов в сентябре присутствовали на открытии первой в США заправочной станции "Лукойла".
Если "Лукойлу" придется решать вопрос о Западной Курне в международном арбитражном суде, производство не начнется много лет, пока будет тянуться судебная баталия.
По словам Федуна, "Лукойл" готов заплатить пошлину за подписание контракта в размере 200 млн долларов и уже начал договариваться о финансировании с банками и неправительственными организациями, в том числе и зарубежными. Он добавил, что, по оценкам "Лукойла", для начала производства необходимо инвестировать 2 млрд долларов.
Федун заявил, что компания уже заключила с американской компанией Fluor и итальянской компанией контракты на подготовку производственного плана, а на более поздних стадиях намерена широко привлекать к проекту буровые компании.
Он добавил, что возможно партнерство с американской нефтяной компанией, но пока дискуссии об этом не ведутся, отчасти из-за негативного отношения к американским компаниям в Ираке.