30 октября 2003 г.

Корреспондент | Nature

С закрытыми глазами человек может видеть внутренние картины мира

Не исключено, что склонность людей видеть то, что они хотят видеть, связана с деятельностью мозга, который непрерывно генерирует виртуальные ощущения.

Ученые провели ряд экспериментов над находящимися в состоянии сна кошками и зафиксировали у них в мозгу спонтанные формы нервной деятельности, сходные с теми, которые возникают в состоянии бодрствования.

Удивительно то, что эта деятельность происходила в первичной зрительной коре - области мозга, куда, как предполагается, пассивно записываются зрительные стимулы.

Как испорченный телевизор, в котором мелькают случайные картинки, кора во время сна спонтанно создает четкие картины внешнего мира, как будто бы глаза на самом деле смотрят на объекты. При этом данное явление нельзя назвать сном.

Значение данных внутренних состояний остается неясным. Быть может, они отражают воспоминания, или ожидания, или наиболее важные моменты.

Если предположить, что это явление наблюдается и у людей, то, возможно, эти виртуальные картины - догадка нашего мозга о том, как выглядит окружающий мир в данный момент времени. Открывая глаза, мы либо подтверждаем либо не находим подтверждений своим представлениям о мире.

"Необходимо проверить, что данные результаты применимы и к бодрствующим животным", - комментирует специалист по зрительной обработке из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дарио Рингейч. - Затем нейрологи могут выяснить, как эти внутренние картины взаимодействуют с внешними стимулами, влияя на зрительное восприятие".

В ходе эксперимента Таль Кенет его коллеги из израильского Научно-исследовательского института Вайцмана в городе Реховот нанесли на поверхность мозга кошки, находящейся под анестезией, красящие вещества, реагирующие на изменение напряжения. Эти красящие вещества заставляют нервные клетки менять цвет под микроскопом, в зависимости от электрического возбуждения.

Обычно, если человек видит маленький объект, например, муху, сидящую на стене, в коре мозга участок размером в несколько миллиметров переходит в возбужденное состояние. По активности сотен тысяч нервных клеток на этом участке можно судить о других характеристиках объекта, например, о его цвете и ориентации.

Некоторые нервные клетки сильно возбуждаются, если объект ориентирован вертикально, другие клетки больше реагируют на горизонтально и диагонально ориентированные объекты. Так, например, вертикальный объект вызывает рисунок в виде "островков" сильно возбужденных нервных клеток среди множества менее возбужденных, в то время как наклонный объект дает другую реакцию. Такие рисунки нейрологи называют "ориентационными картами".

До сих пор считалось, что мозг не воспроизводит такие карты, когда глаза закрыты. Непрерывная активность в мозге рассматривалась как беспорядочное явление.

Но похоже, мозг пролистывает внутренние картинки методично. Он сканирует связанные "ориентационные карты" одна за другой, выяснили израильские ученые.

Интересно, что мозг действует выборочно. Например, зрительная кора задерживается на картах, которые соответствуют вертикальным или горизонтальным объектам. Это может объяснять, почему люди гораздо лучше распознают вертикальные и горизонтальные объекты.

Данные результаты поддерживают теорию о механизме восприятия "сверху вниз", говорит Рингейч, в то время как сейчас господствующей теорией является теория "снизу вверх", согласно которой информация идет от органов зрения к центрам высшей нервной деятельности.