Россия находится в неонационалистическом запале, судя по всему, с благословения Кремля. Вопрос в том, почему?
Россия становится все более страшным местом. Спросите об этом Марата Гельмана, чья галерея совершила ошибку, открыв выставку грузинского художника в тот период, когда грузины стали объектом официального неодобрения. На прошлой неделе в галерее учинили разгром 10 человек в масках - "не вандалы, не хулиганы с улицы, а высокопрофессиональные и опытные боевики, которые пришли делать свою работу", говорит Гельман, которого жестоко избили. Или спросите искусствоведа и куратора Александра Панова, на которого напали (но не ограбили) громилы через несколько дней после того, как он публично осудил нападение на Гельмана. Или спросите простых грузин, которые все чаще становятся жертвами милицейского шантажа и атак скинхедов. Один из таких грузин, 24-летний работник автомойки Ираклий Букия, который, наученный горьким опытом, не стал звонить в милицию после того, как его на прошлой неделе избили в московском метро, говорит: "Мы, иммигранты, всегда были людьми второго сорта в России. Я знаю, что государство на стороне коррумпированной милиции и скинхедов".
Антииммигрантская кампания, яростный отпор критически настроенной интеллигенции - ситуация в России становится все уродливее и уродливее. Однако президент Росси Владимир Путин ведет себя вызывающе. На встрече с европейскими лидерами в Финляндии он не потерпел чтения лекций в свой адрес. Когда министры ЕС подняли вопрос о коррупции в его стране, он заметил, что "мафия" не русское слово. Что касается стремительно ухудшающейся в России ситуации с правами человека и недавнего убийства оппозиционной журналистки Анны Политковской, он намекнул, что ее смерть могла быть делом рук людей, желающих дискредитировать Кремль.
Хотя Путин первоначально не распространялся по поводу антигрузинской волны, пронесшейся по стране, впоследствии он осудил ее. Однако сам он все больше склоняется к националистической линии. Нелегальным иммигрантам и "этническим бандитским группировкам" нет места в законопослушной стране, сказал Путин ранее в этом году. Недавно он призвал к введению фиксированной квоты для этнических русских на уличных рынках страны, традиционно контролируемых выходцами с Кавказа, чтобы защитить интересы коренного населения России. Эта резкая риторика не осталась незамеченной. Тон речи президента "подал четкий сигнал бюрократам и службам безопасности", говорит Светлана Ганнушкина, глава комитета "Гражданское содействие". "Слова Путина вдохновили множество националистических движений по всей России".
Расизм не является для России чем-то новым. Но впервые в современной истории он был санкционирован на столь высоком правительственном уровне. Более тысячи грузин были депортированы за последний месяц, говорит Владимир Хомерики, президент Конгресса национальных объединений России, который заявляет, что почти все предприятия грузинских владельцев стали объектом визитов налоговиков или проверяющих муниципальных органов. Милицейские проверки людей с неславянскими чертами лица стали привычными, как и более жесткие действия, сообщает Human Rights Watch, которой не удалось получить более точные цифры, так как деятельность этой организации была ненадолго приостановлена в связи с новым законом в отношении иностранных НПО. В прошлом году за нарушение иммиграционных законов в одной только Москве были оштрафованы 300 тысяч человек. В этом году, по данным комитета "Гражданское содействие", эти цифры во много раз выше. Букия говорит, что его в прошлом месяце избивали и милиционеры, и скинхеды: "Они заставляют нас жить, как будто мы находимся в условиях войны и не должны выходить из своих бомбоубежищ".
Ни одна группа не является более подходящим барометром новых настроений, чем "Движение против нелегальной иммиграции", националистическая организация, которая объявляет себя самой могущественной НПО в России с 20 тысячами членов и отделениями в 15 регионах. Она возникла в прошлом году после того, как стала опорой протестов в поддержку Александры Иванниковой, русской женщины, убившей таксиста, который, как она заявила, пытался ее изнасиловать. Лидер этой организации Александр Поткин, энергичный и импозантный 30-летний юрист, выступает под псевдонимом Александр Белов. Он превратился в общественно-политическую фигуру в октябре после пика антииммигрантских выступлений в российском городе Кондопога, когда десятки представителей нерусских национальностей вынуждены были спасаться бегством. "Парни с Кавказа избивали и насиловали девушек на дискотеках, - говорил Белов в эфире национального телевидения из Кондопоги после выступлений, в результате которых рестораны и предприятия, принадлежавшие инородцам, были сожжены или разрушены. - Народ Кондопоги изгнал из своей среды преступников".
Неизвестно, какова была роль группы Белова в беспорядках, но кредо у него простое. "Россия для россиян! - сказал он Newsweek во время интервью в стильном московском кафе. - России не нужны иммигранты-гастарбайтеры. Россияне могут справиться со всем сами, без иностранцев. Нам они не нужны". Особенно ему, похоже, насолили мигранты из Таджикистана. "Они распространяют инфекции и насилуют русских девушек, - заявляет он. - Кроме того, они привозят героин, от которого погибли 100 тысяч россиян". Белов говорит, что пользуется большой поддержкой среди россиян, в том числе среди "успешных менеджеров среднего звена компаний типа "Газпрома", студентов и журналистов".
Возможно, он выдает желаемое за действительное. Но эта неделя принесет с собой испытание в виде националистической демонстрации в честь Дня национального единства 4 ноября. "Это будет наш день, - говорит Белов. - На улицы Москвы выйдут от пяти до десяти тысяч наших представителей!" Тем временем Белов недавно был назначен помощником депутата Госдумы Андрея Савельева, члена националистической партии "Родина", а среди его сторонников числятся представители высшего милицейского руководства и офицеры спецслужб.
Все это настораживает таких людей, как Гельман, который помимо того, что является известным галеристом, еще и занимается политическим анализом. Он видит, как неонационализм проникает в мейнстрим. "За последние полгода ситуация в России коренным образом изменилась, - говорит он. - Националисты чувствуют, что правительство полностью на их стороне, что пришло их время. Они думают, что общественное мнение, суды и правоохранительные органы - все их поддерживают". "Если волна растущего национализма не будет остановлена к следующей весне, в преддверии парламентской избирательной кампании, - предупреждает Гельман, - эти группы вступят в предвыборную гонку с пугающе высокими рейтингами".
Гельман слишком хорошо осознает опасность разыгрывания националистической карты. Во время предыдущих выборов в 2003 году он был ключевым советником группы прокремлевских политтехнологов, которые составили псевдооппозиционную партию, назначением которой было оттягивание голосов от крупной Коммунистической партии. Эта партия, "Родина", строила свою кампанию на незамутненном национализме. Этот замысел сработал даже слишком хорошо. "Родина" набрала 9,7% голосов, трансформировавшись из "потемкинской" партии в реальную угрозу. Самоуверенный лидер "Родины" Дмитрий Рогозин в итоге отразил попытки людей Путина установить контроль над своей партией и начал действовать самостоятельно - в результате получив пощечину, когда "Родина" не была допущена к московским муниципальным выборам в прошлом году.
Вопрос теперь в том, до какой степени Кремль готов использовать мощную силу политического национализма для своей выгоды, особенно для получения преимущества в думских выборах 2007 года. Эти выборы важны сами по себе, но особенно в следующем году, так как эта Дума определит программу "помазанника" Путина, который сменит его в 2008 году. До сего момента президент, похоже, пытается усидеть на двух стульях. На прошлой неделе он сказал телезрителям во время общенациональной прямой линии с президентом, транслировавшейся по телевидению, что ему "горько" говорить об экстремизме в России, и добавил, что в отношении экстремистов надо действовать "адекватно и оперативно". В то же время, его забота об интересах "коренных россиян" и его жесткая пророссийская позиция в международной политике являются очевидной апелляцией к чувствам избирателей и основным фактором его 80%-ного рейтинга.
В новом национализме нет ничего антипутинского, объясняет писатель грузинского происхождения Григорий Чхартишвили, больше известный под псевдонимом Борис Акунин. Напротив, "Путин хочет повысить свою популярность, играя на ксенофобских настроениях. Можно не сомневаться, что российские шовинисты на демонстрации 4 ноября будут нести портреты Путина", говорит он. Реальная опасность, предупреждает Чхартишвили, в том, что национализм часто выходит из-под контроля. "Если правительство не дистанцируется от российского национализма в ближайшем будущем, - говорит он, - то не сможет его контролировать".
Анна Политковская стала, вероятно, самой яркой жертвой того, что избитый искусствовед Александр Панов называет "новым климатом варварства". Незадолго до смерти ее имя было включено в список "врагов России", составленный Николаем Куриновичем, депутатом от ультранационалистической партии Владимира Жириновского ЛДПР и членом комитета безопасности российского парламента. В списке также присутствует имя Гельмана. Куринович, отрицающий свое участие в обоих нападениях, говорит, что для россиян пришло время "подняться с колен" и "освободить Россию от иностранных оккупантов".
Вероятно, не так уж удивительно, что убийцы Политковской ощущали себя в безопасности, уничтожая "врага России", особенно после того, как ставленник Кремля в Чечне премьер-министр Рамзан Кадыров (фаворит Путина) выступил с публичными угрозами в ее адрес. Последние новости о деле позволяют предположить, что организаторами убийства могли быть люди офицера ОМОНА лейтенанта Сергея Лапина, который был приговорен к 11 годам лишения свободы в марте прошлого года, после репортажа Политковской о его роли в убийстве десятков мирных граждан Чечни в январе 2001 года. Двое других офицеров, вовлеченных в эти убийства, майор Александр Прилепин и подполковник Валерий Минин, предположительно, угрожали Политковской убийством, прежде чем пустились в бега. Однако недавно эти двое были обнаружены в их родном Нижневартовске, согласно источникам в Генпрокуратуре России, не уполномоченным выступать по этому вопросу, и являются "основными подозреваемыми" по делу.
По мере того как Россия почивает на своем нефтяном богатстве и наслаждается вновь обретенной уверенностью после многих лет бедности и унижений посткоммунистического периода, вполне естественно, что возрождается национальная гордость. Путин сделал все, чтобы центром этого национального возрождения стал именно он, а не кто-нибудь другой, и чтобы именно ему достались все преимущества этого положения. Откуда же это стремление играть в националистические игры?
Простые россияне наслаждаются стабильностью и благополучием, которых не было на протяжении целого поколения. При всем своем могуществе, деньгах и популярности лидеры страны не должны испытывать потребности в усилении своих позиций за счет преследования грузин или выдворения иммигрантов. Но вместо этого Кремль предпочел превратить национализм в разменную монету российской политики. Это может оказаться опасным оружием.