Неготовность к критическому взгляду на прошлое
На самой негостеприимной площади московского центра, на Лубянке, с ее тяжеловесным зданием штаб-квартиры российской - а прежде советской - контрразведки, в маленьком сквере лежит глыба, доставленная сюда с беломорских Соловецких островов. Камень, привезенный из первой лагерной зоны бывшего Советского Союза, призван напоминать о миллионах жертв советских репрессий. Однако, если люди из красно-коричневого дома без потерь сохранили все свои функции, если бывшие шпионы властвуют в Кремле, то воспоминание об ужасах Большого террора отодвинуты далеко за обочину.
Имена жертв
В 2007 году, через 70 лет после 1937 - года высшего проявления сталинского террора, в России все происходит, как и прежде. Государство о мрачном прошлом молчит - или даже старается приуменьшить значение характера власти Сталина. Только неутомимая совесть ведущих правозащитных организаций России, прежде всего "Мемориала", хранит память о тех временах. Традиционная дата - это 30 октября, день, который 15 лет назад, когда в России еще дули другие политические ветры, был определен как День памяти жертв политических репрессий. Он отмечается вечером, в 18:00, небольшим пикетом у Лубянского камня.
В этом году "Мемориал" начал акцию памяти уже 29 октября. С 10:00 до 22:00 оглашались имена 40 тысяч человек, которые были расстреляны в 1937 году в одной лишь Москве в ходе так называемого Большого террора. Жертвами Большого террора, который продолжался до 1938, но начался еще в 1934 году и достиг своего первого апогея показательными процессами в 1936, пали не только старые большевики и представители новой советской элиты - как хотели это представить советские функционеры и историки постсталинских времен.
Как раз в 1937 году террор распространился на все слои советского общества, от рабочих и крестьян до инженеров и писателей. Произвол и страх опустились над страной свинцовым покрывалом. Печально знаменитый приказ номер 00447 от 31 июля 1937 года содержал для каждой области Советского Союза обязательные цифры разнарядки по расстрелам. Суда не мог избежать никто. Жертве приходилось признавать свою вину - пытки были разрешены официально.
Манифест "Мемориала"
Время Сталина, которое только формально закончилось со смертью диктатора в 1953 году, накладывает свой отпечаток и на сегодняшний день. Довести это до сознания людей - вот цель манифеста под заголовком "1937 год и современность", который этой весной опубликовал "Мемориал". В нем правозащитники не только указывают на характер Большого террора и его влияние на общество и государственные институты. Они удаляют позолоту и развенчивают мифы, а также требуют верного отображения того периода в учебниках истории и поддержки государством соответствующей коллективной памяти об этой темной главе советского прошлого, о которой сейчас в России мало кто хочет помнить.