Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 октября 2007 г.

Эльке Виндиш | Tagesspiegel

Все эти кремлевские трюки

Теперь Владимир Путин уже не хочет становиться новым российским премьером - страна гадает о его истинных планах. Путин, по всей видимости, и сам понимает, что ему неплохо удается отсрочить, насколько это возможно, принятие окончательного решения

Сам шеф Кремля позаботился о том, чтобы предвыборная борьба в России была напряженной. При этом в середине сентября, казалось, все стало понятным: Путин назначил на должность премьера неприметного Виктора Зубкова, сделав его номером два в государственной иерархии. Большинство наблюдателей делали до этого ставки на Сергея Иванова, которого считали кронпринцем, а по прошествии двух недель были во второй раз застигнуты врасплох. Путин возглавил список кандидатов от "Единой России" на предстоящих в декабре парламентских выборах. И сделал ставку на правительство, которое будет назначаться сильнейшей фракцией в Госдуме.

Специфика премьерской должности, которая будет превращена в России в новый центр власти, а за будущим президентом оставит лишь представительские функции, как нельзя лучше подходит самому Путину. Во время саммита Россия-ЕС, состоявшегося в прошлую пятницу в португальском городе Мафра, он, однако, объявил о том, что не хочет быть премьер-министром.

СМИ и аналитические центры по всей стране сначала впали от ужаса в оцепенение, но затем пустились в дискуссии о предполагаемом преемнике и даже заговорили о третьем сроке для Путина - в том числе и потому, что проводимые по всей стране демонстрации, на которые собираются тысячи россиян, требуют этого все более активно. До этого режиссер Никита Михалков и вызывающий неоднозначные оценки скульптор Зураб Церетели в открытом письме от имени "всей творческой интеллигенции" уже призвали Путина остаться на третий срок, тем самым нарушив конституцию.

Путин, по всей видимости, и сам понимает, что ему неплохо удается отсрочить настолько, насколько это вообще возможно, принятие окончательного решения относительно трех сценариев, которые в настоящее время обыгрывают его окружение и верные государству политтехнологи: третий срок, лояльный преемник или передача власти от президента к премьеру. Какая из этих моделей в итоге будет реализована на практике, зависит, с одной стороны, от того, удастся ли Путину дисциплинировать противоборствующих паладинов, но с другой - и не в последнюю очередь - от результата, с которым из парламентских выборов 2 декабря выйдет его "Единая Россия".

Дело в том, что победа путинского лагеря - дело почти решенное, даже если бы и не было принято мер по недопущению оппозиции в парламент путем повышения барьера для прохождения в Госдуму с 5 до 7% и перехода к партийным пропорциям. В ходе предыдущих выборов половина из 450 депутатов выбиралась прямым голосованием. Разобщенные, не имеющие четких ориентиров, без харизматичных лидеров, 10 допущенных до выборов оппозиционных партий - демократы, левые и националисты - не представляют реальной альтернативы. Ничего не изменится даже в том случае, если предвыборная гонка, которая официально стартует 3 ноября, и сами выборы пройдут по демократическим канонам.

Думские выборы, как остроумно заметила публицист Евгения Альбац, станут в этой связи референдумом, который должен продемонстрировать, что народ доверяет президенту и хочет, чтобы он и в дальнейшем находился на вершине властной пирамиды. До сих пор неясны лишь условия.

Однако это не мелочь: с Путиным во главе предвыборного списка "Единая Россия", согласно опросам, может рассчитывать на квоту в 30-55%. Тем не менее, впечатление от ловкого трюка с номинацией уже постепенно рассеялось. И никто не знает, откуда взять 12%, необходимые для большинства в две трети. Это большинство и является необходимым условием для изменения конституции, без которого не обойтись ни в одном из трех сценариев.

Государственного "замораживания цен" на основные продукты питания, которые дорожают стремительными темпами, а также наступательной внешней политики в громогласном антизападном тоне до сих пор не хватало в качестве экстренной помощи. Однако и новых социальных благодеяний Россия не может себе позволить, несмотря на стремительно растущую прибыль от экспорта энергоресурсов: впервые с момента вступления Путина в президентскую должность 8 лет назад российский бюджет 2008 года не может похвастаться значительным профицитом.

Источник: Tagesspiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru