Сегодня вечером в музее Пергамон, пишет Berliner Zeitung, русские и немцы празднуют 50-летие возвращения шедевров культуры из СССР в ГДР.
Возвращаясь к событиям середины прошлого века, автор статьи напоминает читателям, что, еще не оправившись от тяжелейшей войны, Советский Союз вернул более 1,5 млн объектов культуры тем, кто эту войну начал. "И только благодаря этому ГДР получила облик культурного государства. И музеи, расположенные в Восточном Берлине, могли соперничать с музеями в западной его части, которые получили обратно свои шедевры от союзников", - пишет издание.
Однако только в 1990-е годы стало известно, что по приказу Сталина были не только демонтированы промышленные предприятия, но и специально создана "комиссия по трофеям", которая принимала решения, какие из произведений искусства следует направить в Москву и Ленинград.
Согласно принятой в 1907 году в Гааге конвенции (которая опровергала право победителя распоряжаться культурным достоянием побежденного в качестве компенсации затрат на войну), вывоз культурного наследия был запрещен. Однако те бесчинства, которые творили вермахт и СС на территории СССР, развязали Сталину руки и он пренебрег конвенцией. Тем не менее вплоть до развала СССР вывоз шедевров культуры из Германии аргументировался отнюдь не необходимостью компенсации затрат, отмечает издание. Красная армия, утверждалось тогда, вывезла произведения искусства не для Советского Союза, а из чувства ответственности перед всем миром.
Как пишет далее автор, жест Хрущева был не только великодушным, но и мудрым с политической точки зрения. После серии восстаний рабочих на Востоке Европы в 1950-е годы пришло время удерживать сателлитов под контролем не только силой, но и шармом.
Но только в 1990-е годы исследователи рассекретили планы Сталина по созданию "музея трофеев", а "находящаяся тогда в состоянии полного упадка Россия преподносила остававшиеся у нее шедевры как символ победы в Великой Отечественной войне". А после того, как Россия стала возвращать себе былое величие, уважение к чувствительным моментам истории Германии вообще потеряло смысл. Тем не менее, признает издание, возвращение витражей из Мариенкирхе во Франкфурте вселяет надежду увидеть на родне и другие шедевры из культурного достояния Германии.