Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 октября 2015 г.

Обзор прессы | Inopressa

"Хрупкое равновесие ужаса" и позитивные уроки холодной войны: The Washington Times о российской ядерной угрозе

По мнению вице-президента Центра национальных интересов США Дова Закхайма, новый диалог Вашингтона с Москвой по ядерному оружию должен проходить в режиме деконфликтизации, не углубляясь до "перезагрузки". Замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев полагает, что "начальной точкой сотрудничества" двух стран должна быть совместная работа с системами раннего оповещения, а в перспективе Москве и Вашингтону следует создать Совместный центр предотвращения ядерной войны.

"Если о том, как же все-таки ответить на поворот событий в Сирии, вызванный текущей российской интервенцией в этой стране, администрация Обамы все еще раздумывает, то разговоров о втором, гораздо более существенном вызове, который Россия бросает Западу - а именно, о ее отношении к ядерному оружию - Вашингтон старательно избегает. Одновременно со вторжением в Крым и на восток Украины Москва увеличила количество стратегических ядерных учений, отправила бомбардировщики "Медведь" испытывать оборонные системы НАТО и расширила учения своих неядерных войск, в частности, включив в их программу использование тактического ядерного оружия. Кроме того, российские власти, начиная с президента Владимира Путина, отметились пылкой ядерной риторикой. В частности, министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что Москва имеет право разместить в Крыму ядерное оружие", - сообщает в статье для The Washington Times бывший заместитель министра обороны США и вице-президент Центра национальных интересов (США) Дов Закхайм.

"Вашингтону следует открыть новый диалог с Москвой, возможно, построенный на скромном согласии, которого две страны недавно достигли относительно деконфликтизации в сирийском воздушном пространстве. Такой новый диалог не стал бы новой "перезагрузкой", так как сопровождался бы явной и надежной решимостью противопоставить Москве новую и более совершенную систему сдерживания, а также планами ее использования в случае необходимости, - полагает автор. - Тем не менее, такой диалог мог бы помочь разрядить растущую напряженность в отношениях между двумя странами и использовать общность их взглядов на ряд вопросов. Эти вопросы включают в себя страх перед "Исламским государством" (запрещенным в РФ. - Прим. ред.) и радикальным исламом, стремление к стабильности на Ближнем Востоке и сохранение такого хрупкого режима нераспространения ядерного оружия. Главное, в фокусе диалога должно быть подчеркнутое признание того, что в интересах обеих стран обеспечить, чтобы равновесие, названное когда-то "хрупким балансом ужаса", оставалось таким же стабильным, как раньше".

"В мирное время, когда возможность неожиданной ядерной атаки исключена, необходимо следить за тем, чтобы высшее руководство стран не получало тревожной информации от систем раннего оповещения. Однако для этого нужно создать для персонала, обслуживающего системы раннего оповещения, такие условия, которые позволяют прогнозировать ложные сигналы и как можно скорее выявлять их причину", - указывает заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев в статье для The Washington Times.

Автор сообщает, что попытка организовать работу операторов систем раннего оповещения именно таким образом была сделана в 2000 году, когда Россия и США подписали Меморандум о договоренности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет. Проект подразумевал совместную работу российского и американского персонала, а в перспективе - создание электронного интерфейса. По мнению Золотарева, даже на ранних этапах работы такой центр мог бы освободить руководство США и РФ от рассмотрения неверной информации, которая могла бы привести к неоправданному использованию ядерного оружия.

"Необходимо вернуться к идеям, зародившимся 15 лет назад, но не останавливаться на этом. Обе страны построили свои системы управления ядерным оружием на использовании космических объектов, которые одновременно выполняют функцию первого эшелона системы раннего оповещения и средств передачи командной информации. Безопасность сильно зависит от надежности космических систем разного назначения. Поэтому совместный мониторинг ситуации в космосе становится объективной реальностью", - полагает Золотарев.

"Более того, было бы разумно привлечь к работе Центра представителей других стран - например, Китая. Это, в свою очередь, стало бы элементом многостороннего режима контроля и предотвращения использования ядерного оружия. Необходимо продвинуться от идеи создания Центра обмена данными к созданию Совместного центра предотвращения ядерной войны", - говорится в статье. Этот шаг стал бы "принципиально новым элементом многостороннего режима контроля ядерного вооружения". "Потенциал сдерживающей роли ядерного оружия увеличивается, а риск его использования уменьшается", - полагает автор.

"В целом, российско-американские отношения все еще не дают оснований для возрождения холодной войны и балансирования на грани гарантированного взаимного разрушения. Перед лицом совместных угроз влияние геополитических интересов на процесс ухудшения атмосферы в двусторонних отношениях ограничен. Однако обозначившиеся тенденции не дают оснований надеяться на ее быстрое улучшение. Поэтому нам не следует забывать позитивный опыт, накопленный за десятилетия холодной войны", - резюмирует Золотарев.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru