Как недавно стало известно, резкий рост рекламы продуктов и напитков для детей за последнее десятилетие привел к тому, что мнения экспертов разделились: одни считают, что реклама способствует развитию детей, другие полагают, что она наносит ущерб их здоровью.
Реклама, в которой показывают кукол "Барби", работающих в Макдональдсах, и "интерактивные сладости на батарейках", вносит свой вклад в глобальную эпидемию ожирения, нарушений режима питания и появления эмоциональных расстройств, утверждают авторы исследования, опубликованного в медицинском журнале Lancet.
Однако независимый центр Social Affairs Unit считает, что опубликованная сегодня брошюра, в которой детей учат умело обращаться с рекламой, является неотъемлемой частью детского образования. "Молодых людей не следует ограждать от рекламы различных товаров, таких, как чипсы, газированные напитки, компьютерные игры и алкоголь, - говорится в брошюре. - Те, кто стремится ввести дальнейшие ограничения, не только не делают полезное дело, но и могут нанести вред".
В 1999 году в США расходы на рекламу для детей достигли 12 млрд долларов. Американские компании осознали, что детей следует учить влиянию на родителей при выборе товаров.
В Великобритании, по данным Advertising Association, в 2001 году на рекламу было израсходовано 16,5 млрд фунтов стерлингов, при этом объем рекламы для детей значительно возрос.
Как пишет журнал Lancet, активные усилия пищевых компаний по продвижению своих товаров на рынок, порождают у потребителей психологические и психические проблемы.
"Тревожный рост таких заболеваний, как ожирение и диабет, среди детей представляет собой серьезную опасность".
В журнале содержится рекомендация к принятию более радикальных мер, включая налогообложение безалкогольных напитков и fast food, а также запрет соответствующей рекламы, ориентированной на детей.
Однако в брошюре Social Affairs Unit под названием "Растем вместе с рекламой" профессор психологии лондонского университетского колледжа Адриан Фурнхэм говорит, что на молодых людей помимо рекламы оказывают влияние многие другие факторы - - в первую очередь, родители и сверстники.
"Около 50 лет назад зародился миф об огромной роли рекламы. Это теория заговора, полностью опровергаемая полученными данными: производители тратят огромные суммы на рекламу, а в результате объем продаж увеличивается лишь на несколько процентов".
По словам Сары Солтани, директора Food Advertising Unit, входящего в Advertising Association, несмотря на рост рекламы, люди стали меньше потреблять сахара, жира и калорий, а рост заболеваемости ожирением вызван сидячим образом жизни. "Просмотр рекламных роликов не сделает вас тучными", - отметила она.