В окружении ограниченных людей из КГБ, отрезанный от нужной информации, Владимир Путин все больше теряет контроль над страной
Из рук вон плохие действия во время захвата заложников в Беслане показали слабые места российского президента. Эти слабые места уже ставят под угрозу его власть, говорит ведущий эксперт по России.
Президент Владимир Путин за свой первый срок достиг многих целей. Он укрепил центральную власть и одновременно ослабил крупные концерны, независимые СМИ, коммунистическую и либеральные партии, а также гражданское общество. Он оказал давление на губернаторов, на парламент и даже на государственный аппарат как таковой, чтобы сконцентрировать всю власть в своих руках. После его вступления в должность в 2000 году Россия достигла макроэкономической стабильности и постоянного экономического роста в 6,5 процентов ежегодно.
Но именно успехи Путина могут привести к его падению. Его первый срок прошел удачно, потому что он понимал границы своей власти. Постоянно отслеживая опросы общественного мнения, он непонятным, одному ему ведомым образом пытался угодить всем избирателям. Опьяненный рядом своих политических успехов, похоже, сейчас он возомнил, что может делать все, что угодно. Но никому из политиков не везет так. Путин сейчас нарушает слишком много правил политики, и это не может продолжаться долго.
Например, поскольку Путин слишком ревнив, чтобы поделится властью, и хочет все решения принимать сам, сильного премьера и главу администрации он заменил на две пешки. Вместо того чтобы создать сильный вертикальные каналы руководства, он скорее парализовал правительство.
Одной из причин такой утрированной централизации власти является то, что Путин никому не доверяет. Еще одна причина - его склонность к тайнам. Будучи истинным выходцем из спецслужб, он полагается на петербургский круг своих людей из КГБ. Основа его власти уменьшается день за днем, а его удушение независимых СМИ ведет к тому, что он сам все хуже информирован.
Это стало очевидно во время захвата заложников в Беслане. Власти не справились. У них практически не было серьезной разведывательной информации.
Милиционеры за взятки пропустили террористов. Лучшие спецподразделения России направили в Беслан, но не дали специальной амуниции, бронежилетов, не предоставили планов операции и не обеспечили структурированным командованием. Школу не оцепили. В конце концов местные жители сами с собственным оружием штурмовали школу, пренебрегая при этом жизнями спецназовцев, попадавших под дружественный огонь.
Директор ФСБ и министр внутренних дел уже вскоре после начала осады прибыли в Беслан, но, к удивлению, ничего не сделали. Оба региональных лидера вообще отказались появиться на месте трагедии.
Путин и все его правительство ничего не предприняли. Они проигнорировали захват заложников и сократили его освещение до минимума. Официальное заявление сделал лишь один представитель местных властей, полностью опозорившийся своей причудливой ложью.
Более плачевных результатов для правительства трудно себе представить. В свое время Леонид Брежнев был объектом насмешек, потому что он только и делал, что прятал проблемы под ковер, вместо того чтобы искать решения. Путин теперь ведет себя так же. Однако такое умалчивание совершенно очевидно вредит России.
Вывод из бесланской драмы очевиден. Чеченскую политику следует основательно пересмотреть. В органах безопасности нужно провести чистку и призвать их к дисциплине. Негодных министров и губернаторов нужно немедленно уволить и предоставить их структурам больше полномочий. Нужно больше информации и меньше кагэбэшников.
Но Путин ничего из этого делать не собирается. Он не следует совету: когда уже сидишь в глубокой яме, не нужно копать дальше. Ни одного чиновника не уволили. Лишь главного редактора "Известий" заставили уйти в отставку за критическое освещение событий.
Также ничего не было сделано для того, чтобы осушить болото коррупции в ФСБ.
Вместо того чтобы предоставить губернаторам больше полномочий, Путин решил сам их назначать. Вместо того чтобы укреплять правительство, он убрал Дмитрия Козака, одну из сильнейших фигур в нем, и заменил его на петербургского человека из КГБ.
Роль Путина не только авторитарна, она не соответствует его функциям. Его стиль руководства слишком жесткий, а власть слишком централизована, чтобы справляться с такими кризисами. Не решая реальные проблемы, Путин проводит свою личную авторитарную программу. Его централизованное полицейское государство не интересует почти ничего, кроме сохранения своей собственной экономической и политической власти. Создается впечатление, что Путину важнее ублажать своих людей и КГБ, чем бороться с терроризмом. Поскольку либеральные экономические реформы не отвечают их интересами, их просто прекратили.
Но рядовые россияне не слепы. Они задаются вопросом: "Как назначение губернаторов может помочь в борьбе с терроризмом?" Путин находится на грани того, чтобы лишится авторитета, который он заработал за первый срок. Это может дестабилизировать Россию быстрее, чем может показаться.
Вопрос не стоит, уйдет ли Путин в 2008 году, спрашивается, будет ли он в состоянии вообще так долго продержаться. Может быть, ему это удаться. Но для этого ему нужно совершить поворот на 180 градусов и вернуть Россию на путь демократии, независимой местной власти и свободы слова. По крайней мере, Путин должен уволить своих главных друзей из КГБ и несчастного премьера Фрадкова, уладить спор вокруг ЮКОСа и изменить свою чеченскую политику. Власть для этого у Путина есть, но нет настроя.
Андерс Аслунд - директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги "За мир во всем мире"